Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49354
» Новых за месяц: 8
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0


Анализ сайта  

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов




ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Русский язык

конспект урока в 11 классе по теме «Знаки препинания между частями сложного предложения»
Конспект урока русского языка в 11-м классе
Учитель: Вахрушева Светлана Александровна
Тема: «Знаки препинания между частями сложного предложения»
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»
Задачи урока:
- рассмотреть основные принципы пунктуации;
- классифицировать знаки препинания;
- систематизировать знания учащихся о способах употребления знаков препинания;
- обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»;
- развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся;
- совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока.
II. Повторение изученного материала по данной теме.
1. Лингвистическая разминка.
- Расставьте в предложениях недостающие знаки препинания, разобрать предложения, охарактеризовать их.
1) В поэме Гоголя «Мертвые души» Чичиков не единственный персонаж история жизни которого дается во всех деталях. (СПП)
2) Порывисто дул ветер и неподвижно-тяжелая вода в лужах начинала покрываться черными пупырышками. (ССП)
3) Сад все больше редея и переходя в настоящий луг спускался к поросшей зеленым камышом и ивняком реке. (Простое, осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами).
2. Орфоэпическая разминка.
- Распределите слова на группы, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
БАнты, им.п.мн.ч, вЕрба, дОверху, дОнизу, зАнял, балОванный, прич., бралА, взялАсь, вручИт, звонИт, ворвалАсь, диспансЕр, дождалАсь, каталОг, киломЕтр, воспринялА, договорЁнность, кровоточИть.
III. Объяснение нового материала с элементами беседы.
3.Фронтальный опрос.
- Что такое пунктуация?
- Чем мы руководствуемся при постановке знаков препинания, например, точки или восклицательного знака в конце предложения, запятой между однородными членами предложения, запятой при обособлении членов предложения? (Смыслом, интонацией, необходимостью выделить или разделить синтаксические конструкции.)
- Следовательно, при постановке знаков препинания мы руководствуемся принципами пунктуации. Существует три принципа русской пунктуации: смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный.
Знаки препинания выполняют 3 функции: завершения предложения, разделения его частей и выделения.
Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение. Запятая и тире многофункциональны. Есть знаки одиночные и парные.
- В русском языке 10 знаков препинания. Какие? (. ! ? , ; : - … ( ) «» ).
- Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 114-115.
- Давайте составим обобщающую таблицу употребления знаков препинания.
Употребление знаков препинания
Запятая Двоеточие Тире Кавычки
1) между однородными членами без союзов, с повторяющимися соединительными или разделительными союзами, противительными союзами и двойными союзами;
2) для выделения обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, обращений, междометий;
3) в сложных предложениях (ССП, СПП, БСП);
4) в предложениях с прямой речью. 1) перед перечислением однородных членов после обобщающего слова;
2) в БСП перед частью, поясняющей или указывающей на причину того, о чем говорится в первой части;
3) перед прямой речью. 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;
2) после однородных членов перед обобщающим словом или после обобщающего слова и однородных членов перед продолжающейся частью предложения;
3) в БСП для выражения противопоставления, сравнения, обусловленности, неожиданного присоединения, результата или вывода из того, о чем уже говорилось;
4) в неполных предложениях;
5) перед приложением, стоящим в конце предложения;
6) для отделения слов автора от прямой речи;
7) перед репликами диалога. 1) при выделении прямой речи и цитат;
2) для выделения слов, употребленных иронически, не в обычном значении или в необычном сочетании;
3) для выделения приложений, являющихся названием литературных произведений, газет, журналов и других условных наименований.
IV. Закрепление и обобщение изученного.
1. Разбор предложений (выполняется по рядам).
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, разобрать, охарактеризовать и начертить схему.
1) Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого предыюльского зноя, каким дышит летний день.
2) Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой.
3) Гроза надвигается: изредка вспыхнет молния, слышится слабый гул, переходящий в раскаты.
2. Работа с текстом.
Задание: запишите диалог, расставьте знаки препинания (учащиеся работают у доски поочередно, текст в виде раздаточного материала на каждом столе).
Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы говорил Базаров – подумаешь сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
Что же ему нужно по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте логика истории требует.
Да на что нам логика? Мы и без нее обойдемся.
Как так?
Да также. Вы надеюсь не нуждаетесь в логике для того чтобы положить себе кусок хлеба в рот когда вы голодны. Куда вам до этих отвлеченностей!
Павел Петрович взмахнул руками.
Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю как можно не признавать правил. В силу чего же вы действуете?
Я уже говорил вам дядюшка что мы не признаем авторитетов вмешался Аркадий.
Мы действуем в силу того что мы признаем полезным промолвил Базаров. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
Все?
Все.
Как? Не только искусство поэзию но и страшно вымолвить…
Все – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал.(И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
3. Подготовка к ЕГЭ (карточки).
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.
1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Некоторые картины П.А.Федотова посвящены жизни военных: сын офицера, выпускник кадетского корпуса, он хорошо знал быт и нравы офицерства.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) Первая часть бессоюзного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет. Раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
V. Подведение итогов урока.
- Что изучает пунктуация?
- Назовите три ведущих принципа русской пунктуации.
- Какой принцип является определяющим в современном языкознании?
- Сколько знаков препинания насчитывается в русской пунктуации?
- Перечислите условия постановки запятой, двоеточия, тире.
- Какую функцию выполняет запятая, стоящая между однородными членами?
- Какую функцию выполняют парные знаки препинания? Приведите примеры парных знаков препинания.
VI. Сообщение домашнего задания.
1.Читать стр. уч. 114-115, 118, 126, записи в тетради выучить.
2. упр.232

Город: д.Согом
Категория: Русский язык | Добавил: svetik1976 (16.06.2014) | Автор: Вахрушева Светлана Александровна E W
Просмотров: 3645 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Вторник
19.06.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...