Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49160
» Новых за месяц: 99
» Новых за неделю: 11
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 3


Анализ сайта  

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 40
Комментариев: 157
Материалов: 476
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 126
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Психология

Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК
Возрастные особенности и психологические характеристики поведения учащихся СКК

Подготовила педагог-психолог Голева А.В. МБОУ СОШ №38, г.Сургут



В чём, на ваш взгляд, отличия между обучающимися классов КРО и обучающимися общеобразовательных классов?
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.
Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Мини-тест
ММ
В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны
А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.
Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.
А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.
Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.
А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.
Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.
А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.
Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.
А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.
Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.
А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.
Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.
• Посчитайте количество А и Б выборов.
Если количество А выборов превышает количество Б выборов, вам необходимо серьёзно обдумать и переосмыслить педагогические подходы к обучающимся!

Возрастные особенности 1-4классов

 Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю
 Младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.
 Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность
 Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
 Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников
 Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников.
Возрастные особенности 5-6классов

Переходный от младшего возраста к подростковому возраст.
Характерно:
 усиление независимости детей от взрослых,
 негативизм ,происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения
 повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности
очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость
 обостряется чувство собственного достоинства
 проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью
 возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.
 учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью
не всегда умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое
Возрастные особенности 7-9 классов
 7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего сексуального возбуждения.
 Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.
 Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы НЕ:
 • Не хотят учиться так, как могут
 • Не хотят слушать никаких советов
 • Не приходят вовремя
 • Не убираю
 А также характерны:
 • Непостоянные дружеские связи
 • Снижение самооценки
 • Борьба за самостоятельность
 • Обидчивость, раздражительность, упрямство
 • Переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока)
 Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться).

Назовите способы педагогического воздействия на обучающихся классов КРО для поддержания дисциплины, которые, на ваш взгляд, наиболее эффективны и действенны.(Ответы педагогов)

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания
Активная форма Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.
Пассивная форма Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно.
Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Ответы ученика на реакцию учителя Прекращают выходку, но только на короткое время.
Природа поведения, направленного на привлечение внимания 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Сильные стороны подобного поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.
Принципы профилактики демонстративного поведения 1. Больше внимания уделять хорошему поведению.
2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
Характеристики властолюбивого поведения
Активная форма Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность.
Пассивная форма Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий.
Реакция учителя Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.).
Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»).Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.
Природа властолюбивого поведения 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.
2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
Сильные стороны властолюбивого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.
Принципы профилактики властолюбивого поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.
2. Передача ученику части своей организаторской власти.

Характеристики мстительного поведения
Активная форма Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим.
Пассивная форма Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта.
Реакция учителя Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса).
Ответы ученика на реакцию учителя Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.
Природа мстительного поведения 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов.
Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.
Принципы профилактики мстительного поведения 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2.Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи
Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы.
Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).
Ответная реакция ученика Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать.
Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе.
Сильные стороны поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет.
Принципы профилактики 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Стратегии Техники
Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».
Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».
Неожиданное поведение Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.
Отвлечение внимания ученика Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.
Поощрение хорошего поведения Благодарите учеников.
Пересаживание учеников Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».

Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого — власть или месть
Стратегии Техники
Ищите изящный уход Признайте силу ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Озадачивайте ученика
Используйте удаление Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы
Устанавливайте санкции Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем Лишение права пользования предметами Лишение права доступа в различные помещения школы Встреча с администрацией школы Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков
Как строить отношения с учениками классов КРО
Стратегии Техники
Изменение методов объяснения Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения
Коррекция требований Обучение в один момент времени чему-то одному.
Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».
Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.
Формирование веры в успех Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Воспоминания о прошлых успехах.
Помощь в «материализации» своего развития Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
• повышаем голос,
• произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,
• оставляем последнее слово за собой,
• используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
• разговариваем с сарказмом,
• даем оценку характеру ученика,
• действуем с превосходством, используем физическую силу,
• втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
• настаиваем на своей правоте,
• читаем морали,
• ставим учеников в угол,
• оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
• формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
• изображаем негодование,
• придираемся, изводим кого-то придирками,
• передразниваем учеников,
• сравниваем одного ученика с другим,
• командуем, требуем, давим,
• поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.
Требования к вопросам

 вопросы должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;
 вопросы не должны быть подсказывающими;
 вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;
 вопросы не следует сильно дробить;
 вопросы должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;
 вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;
 вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;
 нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ученику время подумать.

Общие принципы работы с детьми данной категории следующие:
 В учебной деятельности школьнику с ЗПР значительно чаще дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные.
 При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям
 Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
 предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
 в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
 уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
 проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Город: Сургут
Категория: Психология | Добавил: Александра (27.03.2014) | Автор: Голева Александр Валерьевна E W
Просмотров: 1348 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Воскресенье
30.04.2017

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры

Реальность жизни



Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...