Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49354
» Новых за месяц: 6
» Новых за неделю: 0
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0


Анализ сайта  

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов




ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Обществознание

Организация проректной деятельности учащихся на уроках обществознания
Переход к постиндустриальному обществу резко усилил процессы глобализации, взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать новые нестандартные проблемы - жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному воздействию и сотрудничеству, толерантности. Существенным ускорителем этих процессов стала информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации, что принципиально меняет возможности коммуникации, порождает иные возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Изменился и характер общественного труда, для которого стали свойственны высокий уровень специализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей производства, что требует подготовки высококвалифицированных кадров, развития навыков совместной работы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Возросла роль качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:
1. опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов - знаний;
2. опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
3. опыта творческой деятельности - в форме умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
4. опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.
Освоение этих четырех типов опыта позволяют сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Компетентности позволяют решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях. Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Ключевые компетентности многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.). Ориентация на такое понимание качества образования приводит к тому, что основное назначение, т.е. функция, учителя - содействовать образованию ребенка. Таким образом, ведущей целью профессионально-педагогической деятельности учителя является создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.
Наиболее перспективным методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках обществознания является проектная деятельность. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.
Теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
1. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
2. комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
3. глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
4. гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Каким же образом проектное обучение способствует формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных технологий.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир и т.д. Так, в 10 классе при изучении тем «Безработица», «Налоги» учащиеся, работая в группах, составляют проекты борьбы с безработицей в родном городе, проекты увеличения собираемости налогов, целью которого является выработка у учащихся умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к познанию своего края.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В 9 классе при изучении темы «Правовые системы», учащиеся самостоятельно проводят учебное исследование государств мира, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 11 классе при изучении темы «Потребительское право», учитель дает индивидуальное задание школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для потребителя, желающего узнать закон о защите своих прав. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 9 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества»
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Данные компетенции можно развивать на большинстве учебных занятиях по обществознания, когда тематика занятия пересекается с соответствующими категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения. В 11 классе при изучении темы «Правосознание» использую «Продвинутую лекцию», в ходе которой учащиеся ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции, затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт обсуждение полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В 11 классе при изучении многих тем использую прием составления эссе. Ученик в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.
Использование проектного обучения на уроках обществознания развивает у школьников такие умения, как:
1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
2. умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
3. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
4. умение решать проблемы;
5. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
6. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
7. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
8. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
9. способность брать на себя ответственность;
10. способность участвовать в совместном принятии решения;
11. способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
12. умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.
Проектная деятельность, применяемая на уроках обществознания, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалом, обсуждение их). Работая над проектом, учащиеся проверяют себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления. За счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе.

КОРОТАЕВА О.И.
Россия, г. Озерск Челябинской области, МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением английского языка»
Категория: Обществознание | Добавил: (18.04.2012) | Автор: Коротаева Ольга Ивановна
Просмотров: 1992 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Суббота
23.06.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...