Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49354
» Новых за месяц: 8
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0


Анализ сайта  

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов




ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Начальная школа

" Мир задач, формирование универсальных учебных действий при решении задач"
" МИР ЗАДАЧ, ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ"


Автор работы: Бирюк Рита Васильевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Содержание
Введение………………………………………………………………….....................................2
Глава 1. Особенности обучения младших школьников решению задач
1.1. «Скрытая» форма работы над задачей.………………………………………………...3
1.2. Приёмы работы над задачей.……………………………………………………..……...4
1.3. Способы решения текстовых задач……………………………………………….…….5
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий при решении задач……..6
Глава 3. Результативность методики работы над задачей.
3. 1. Предметные результаты…………………………………………………………………8
3.2. Успешность учащихся во внеурочной деятельности………………………………………....8
Заключение………………………………………………………………………………..…….9
Источники информации……………………………………………………………...………10

Введение

Развитие у детей логического мышления – важная задача начального обучения. Умение логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, выполнять умозаключения без наглядности, сравнивать свои рассуждения по определенным законам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная работа по развитию логического мышления проводится при решении задач, т.к. в каждой задаче имеются огромные возможности для развития логического мышления.
Научить ребёнка решать задачи очень важно, т.к. любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нём условие, т.е. ту часть, где содержаться сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование, т.е. указание на то, что нужно найти. К таким математическим заданиям можно отнести задания вида:
 поставь знаки сравнения (больше, меньше или равно), чтобы получились верные равенства: 4…6, 9…5. В данном случае условие задачи – 4 и 6, 9 и 5. Требование – сравнить эти числа;
 реши уравнение: х + 5 = 10.
В условии дано уравнение. Требование – решить его, т. е. найти такое число, которое нужно подставить вместо х, чтобы получить истинное равенство;
 выбери из данных фигур те, из которых можно сложить прямоугольник.

Здесь в условии даны треугольники. Требование – сложить прямоугольник.
Для выполнения каждого требования применяется определённый метод или способ действия, в зависимости от которого выделяют различные виды математических задач: на построение, доказательство, преобразование, комбинаторные задачи, арифметические.
В начальном курсе математики понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идёт об арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», «сюжетными», «вычислительными».
При обучении младших школьников математике, решению этих задач уделяется большое внимание. Это обусловлено следующим:
 в сюжетах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни ребёнка. Это помогает ему осознать реальные количественные отношения между различными объектами или величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальной действительности;
 решение этих задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики;
 в процессе их решения у ребёнка можно формировать умения, необходимые для решения математической задачи (выделять данные и искомые, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат). [5]
Одна из основных задач курса математики в начальной школе – это научить детей решать задачи, т. к. в повседневной жизни человек каждый день встречается с математической задачей, которую надо уметь решить или найти рациональный способ решения. Например, человек пошёл в магазин, купил нужные продукты и просто обязан сосчитать сколько денег надо заплатить за покупку и сколько сдачи надо получить и таких задач множество, поэтому, я считаю, что данная тема актуальна и я начинаю работать над этой темой с первых уроков математики в 1 классе.
Глава 1. Особенности обучения младших школьников решению задач.

1.1. «Скрытая» форма работы над задачей.

В своей методике я могу выделить этапы подготовительной работы над задачей или, можно так назвать, «скрытая» форма работы над задачей.
1 этап. Составление рассказа по рисункам.
С первых уроков математики ребята составляют рассказы по рисункам, ученики рассказывают, что они видят, что происходит, предметов становится больше или меньше. В учебнике [2, стр. 10] в №3 есть задание: Разбей на группы:
а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.
Дети дополнительно ещё отвечают на вопросы:
- расскажите, что вы видите на рисунке?
- а если закрыть синий квадрат, что останется?
( цель этой работы – это подготовка к решению задач на нахождение части)
2 этап. Работа над знаком «+» (сложение).
Работа над знаком «- » (вычитание).
На этом этапе важно, чтобы дети хорошо усвоили, что «сложение» - это объединение совокупностей. А «вычитание» - это обратная операция, это удаление из совокупности предметов ее части, это забираем, зачеркиваем, закрываем.
Важно, чтобы дети усвоили:
- что находим «+»(сложением) и «- » (вычитанием);
- что получим, если складываем;
- что получим, если вычитаем;
- станет больше или меньше, если складываем (вычитаем).
3 этап. Работа над понятиями «предметы, их количество, цифра».
Изучая число и цифру, на уроке акцентируется внимание детей на то, что означает эта цифра, на что она указывает? Если дети это усваивают хорошо, то легко переходить к следующему этапу.
4 этап. Работа над числовым выражением.
Хорошо построенная работа над выражением даёт отличную почву для понимания условия задачи. Здесь используются такие виды работы над выражением:
- составление выражений по рисунку с обязательным объяснением (например, нарисовано 2 яблочка – пишу цифру 2 и нарисовано 3 груши – пишу цифру 3.) Нарисованы стрелки, которые указывают на то, что яблоки и груши положили в тарелку, т. е. объединили, значит, между цифрами ставлю знак «+») ;
- замена буквенных выражений числовыми;
- составление рассказа по данному выражению.
5 этап. Решение стихотворных задач.
Детям не сообщается, что это задача. Перед ними стоит задание: внимательно послушайте и составьте выражение:
Четыре спелых груши на веточках качалось.
Две груши снял Андрюша, а сколько груш осталось?[1]
После того, как дети составят выражение и найдут его значение, всегда спрашиваю: «Что вы нашли?», «Что означает результат выражения?»
Задачи в стихотворной форме можно использовать и для устного счета, и для объяснения различных математических приёмов при решении задач и повторения пройденного материала.
Выполнив соответствующую подготовительную работу, можно переходить к введению понятия «задача». Известные нам методисты представляет эту работу по-своему. Бельтюкова Г.В. и Бантова М.А. считают, что главное в подготовке детей к решению математических задач – это выбор арифметического действия, а так же знание правил нахождения компонентов, умение устанавливать связи между известными и неизвестными величинами. Петерсон Л.Г. считает, что главное - представить ситуацию, которая описана в задаче, изобразить это в виде схемы, определить известные и неизвестные величины, определить как они связаны между собой, выбрать правильное решение.
Работа, проведённая на подготовительном этапе к знакомству с текстовой задачей, позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение её структуры и на осознание процесса её решения.
При этом главным является не отработка умения решать определённые типы задач, а приобретение учениками опыта в семантическом и математическом анализе различных текстовых конструкций задач и формирование умения представлять их в виде схематических и символических моделей. Средством организации этой деятельности могут быть специальные обучающие задания, которые включают методические приёмы сравнения, выбора, преобразования, конструирование.

1.2. Приёмы работы над задачей.

Проблема, которая волнует всех учителей – это самостоятельное решение составных задач, с которыми дети начинают знакомиться уже в 1 – м классе. Ключом к их решению является анализ решения, на основе которого устанавливается зависимость между данными и искомыми значениями величин.
В основном я использую такие приёмы анализа задачи:
- разбор от вопроса;
- разбор от числовых данных.
Разбор задачи от вопроса – это суждение, которое состоит в том, чтобы подобрать два числовых значения одной или разных величин таким образом, чтобы дать ответ на вопрос задачи. Одно из значений или оба могут быть неизвестными, для их нахождения подбираются два других. Так продолжается до тех пор, пока не приходим к известным числовым значениям величин.
В результате разбора задачи от вопроса учащиеся устанавливают зависимость между числовыми значениями величин, «разбирают» задачу на простые задачи и составляют план ее решения. Это можно сделать и путем разбора от числовых данных.
Разбор задачи от числовых данных состоит в том, что к двум числовым данным подбирается вопрос. Затем к следующим двум данным, одно из которых может быть результатом первого действия, подбирается еще один вопрос. И так до тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос задачи. Если разбор задачи ведется от числовых данных, то он сопровождается разбором.
В методической литературе разбор задачи от числовых данных называется
«синтетическим методом», а разбор задачи от вопроса – «аналитическим методом». Оба метода разбора – это анализ условия задачи, поскольку они направлены на расчленение основной задачи на простые. Здесь можно выделить несколько этапов.
На первом этапе необходимо:
- научить детей анализировать условие составной задачи и проводить рассуждение при ее разборе от вопроса;
- довести до сознания учащихся, что для ответа на вопрос задачи необходимо, чтобы в ее условии было дано не менее двух числовых данных.
На втором этапе решаются задачи в два или в три действия, с полным анализом и его графической иллюстрацией.
На третьем этапе, когда дети овладели полным анализом задачи от вопроса и от числовых данных, возникают условия для дальнейшего развития абстрактного мышления учащихся и повышения эффективности работы над задачей, с использованием неполного анализа при разборе задач.
Для того чтобы дети смогли проанализировать задачу, надо, чтобы они понимали, о чём говорится в задаче и что надо найти. Для этого предлагается детям такое задание: «расскажите задачу», не пересказ условия задачи, а именно «расскажите задачу», например, при решении задачи: «Маша посадила 3 куста клубники, а мама на 4 куста клубники больше. Сколько кустов клубники посадила мама?» Здесь важно, чтобы дети понимали, о чём идет речь, что важное в задаче. И рассказать задачу можно так: «В задаче есть Маша и мама, они садили клубнику. Маша посадила 3 куста клубники, а ее мама посадила неизвестное количество кустов, но сказано больше на 4 куста. Нам неизвестно, сколько кустов посадила мама, но мы знаем, что она посадила на 4 куста больше, чем Маша, поэтому мы можем найти, сколько кустов посадила мама».
Важно, чтобы дети поняли, какое понятие важнее «куст» или «клубника». Чаще всего дети выбирают слова «клубника», «ягоды», «игрушки», а не «кусты», «килограммы», «корзины» и т. д. Задание «расскажите задачу» помогает учителю определить, как дети поняли задачу.
Ребята с удовольствием выполняют домашнее задание, когда я говорю: «Подготовьте задачу для устного счета и «нарисуйте ее», конечно, часто подключаются к такому заданию родители, но я здесь преследую важную цель: дети понимают содержание задачи и рассказывают ее своим одноклассникам. Такие задания способствуют формированию осознанных предметных математических знаний, прочных умений и навыков, а также формированию универсальных учебных действий.
В работе над задачей, я считаю, очень эффективен приём моделирования, который я использую в процессе решения текстовых задач. Используя приём моделирования, я учу детей:
- составлять модели к текстовой задаче и, наоборот, составлять задачи по моделям;
- устанавливать соответствие между условием задачи и чертежом;
- выбирать из данных задач ту, которая соответствует чертежу;
- выбирать из нескольких чертежей тот, который соответствует данной задаче;
- определять по чертежу все арифметические способы, которыми может быть решена данная задача.
Работая над задачей, я пользуюсь также приёмом составления обратных задач. Дидактические достоинства этого приёма, по моему мнению, в том, что одно и тоже число, понятие, величина входят в несколько различных связей и находятся различными способами. Обратная задача служит проверкой прямой. Именно в таком преобразовании я вижу выработку самоконтроля, т.е. формируются регулятивные универсальные действия и самостоятельности, т.е формируются личностные универсальные действия.
Условия нашей жизни требуют от учащихся широкой эрудиции, знаний. Готовясь к уроку, я ориентируюсь и на слабого и на сильного ученика.
Задачи на уроке должны быть одновременно занимательны и доступны для учащихся, но в то же время не даваться им легко.

1.3. Способы решения текстовых задач.

Рассмотрим различные способы решения текстовых задач на конкретном примере:
Задача: Восемь пирожков разложили по 2 пирожка на несколько тарелок. Сколько понадобилось тарелок?
Дети могут решить эту задачу, не зная ничего о делении и о записи этого действия, а только опираясь на свой жизненный опыт и владея счётом от 1 до 8. Для этого они отсчитывают 8 пирожков, положат 2 на одну тарелку, затем 2 на другую и так до тех пор, пока не разложат все пирожки. Посчитав количество тарелок, дети ответят на поставленный вопрос. Такой способ решения называют практическим. Возможности такого способа ограничены, так как ученики могут выполнить предметные действия только с небольшими количествами. Когда дети усвоят смысл действия деления и его запись, можно решить эту задачу уже не практически, а арифметическим способом и решение будет выглядеть так: 8: 2 = 4 (тарелки).
Для решения этой задачи можно применить алгебраический способ, рассуждая при этом так: «Число тарелок неизвестно, обозначим их буквой х. На каждой тарелке по 2 пирожка, значит, число всех пирожков – это 2 х Х. По условию задачи нам известно, что число всех пирожков 8, то можно записать уравнение 2 х Х=8 и решить его: Х= 8:2, Х=4.
Эту же задачу можно решить графическим способом, изобразив каждый пирожок отрезком. Этот способ очень близкий к практическому, но он носит более абстрактный характер и требует специальных объяснений.

Этот способ даёт иногда возможность ответить на вопрос задачи, которую дети ещё не могут решить арифметическим способом. Графический способ легче воспринимается детьми. Чтобы нарисовать графическую схему надо: внимательно читать задачу, перенести часть умственных действий в действия практические и закрепить результат в виде материального объекта и это даст возможность искать решение самостоятельно.
Алгебраический метод решения задач развивает логическое и абстрактное мышление, формирует умение обобщать, и ещё
преимущества алгебраического метода в том, что выполняется более краткая запись и рассуждение при составлении уравнения и этим экономит время.
Арифметический метод решения задач также развивает логическое мышление детей, так как ребёнку надо разбить составную задачу на простые, и на основе логических рассуждении в строго определенной последовательности решить их.
Такой способ решения требует большого умственного напряжения, что
положительно влияет на развитие умственных способностей.
Поиск различных способов решения задачи – это эффективный
приём, который позволяет глубже раскрыть взаимосвязь между величинами задачи и является одним из способов проверки решения задачи. Поэтому полезно направить действия учащихся на поиск решения, их сравнения и выбор рационального. Такая работа окажет положительное влияние на развитие логического мышления учащихся и умения решать задачи.

Глава 2. Формирование универсальных учебных действий при решении задач.

На уроках школьники часто обращаются к дополнительным источникам: художественной литературе, энциклопедиям, справочникам, организовываем поисковую деятельность, ребята приобщаются к творческой активности, такая работа направлена на формирование универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий – это требование Федерального государственного образовательного стандарта.
При решении задач происходит формирование таких универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- выделение задачи из предложенных текстов;
-формулирование условия, вопроса, ответа задачи;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием дополнительной литературы;
- добывание новых знаний: извлечение информации, представленной в разных формах (текст, схема, иллюстрация);
- использование различных способов моделирования текстовой задачи: схемы, таблицы, рисунка, краткой записи, диаграммы;
- анализ задач, определение корректности формулировок, дополнение условия задачи недостающими данными или вопросами;
- осуществление синтеза как составления целого из частей;
- решение составных задач: построение модели задачи, планирование хода решения, реализация построенного плана, запись решения и ответа;
-осуществление смыслового чтения текста задачи, выделение существенной информации;
-установление причинно-следственных связей;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- сравнение условий различных задач и их решения, выявление сходства и различия;
- анализ задачи, логическое обоснование выполненных действий с помощью общих правил.
Коммуникативные УУД:
- выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника
- выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
- строить понятные для партнера высказывания.
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы;
-умение высказываться, используя математическую терминологию;
-умение взаимодействовать с одноклассниками в паре, в группе уроках математики.
Регулятивные УУД:
-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
-принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона;
- адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся.
Личностные УУД:
- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;
- осознать необходимость самосовершенствования;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;
- умение связывать успехи с усилиями, трудолюбием;
- осознание правил взаимодействия в группе.
- воспитание терпения, настойчивости, воли. [4]
Математическая задача направлена на развитие познавательных процессов, из которых самыми важными считаются: внимание, воображение, память и мышление.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, сообразительности и смекалки. Развитие логического мышления детей – это подразумевается формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и устанавливать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следсвенной связи.
Сам процесс решения задач при отработанной методике оказывает положительное влияние на умственное развитие учеников, так как требует выполнения умственных операций: синтеза и анализа, абстрагирования и конкретизации, сравнения, обобщения. При решении каждой задачи ребёнок выполняет анализ: находит вопрос и условие, выделяет известные и неизвестные величины; выполняя синтез, составляет план решения. При этом ребёнок пользуется конкретизацией, он мысленно изображает условие задачи, а затем пользуется абстрагированием, ребёнок отвлекается от конкретной ситуации и выбирает нужные арифметические действия.
Когда ребёнок многократно решает задачи определённого вида, то происходит обобщение знания связей между известными и неизвестными величинами в задачах данного вида, в результате чего происходит обобщение способа решения задач данного вида.
В работе с задачами развиваются умения анализировать и проводить синтез, обобщать и конкретизировать, находить основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать всё второстепенное.

Глава 3. Результативность методики работы над задачей.

3. 1. Предметные результаты.

Моя методика работы над задачей действительно развивает логическое мышление детей, это доказывают стабильно высокие результаты качественной успеваемости по математике. В 2010-2011 уч.г. Приказом УО были отмечены лучшие качественные результаты учащихся 4-А класса по математике, выполнивших муниципальную контрольную работу по математике со 100% общей и качественной успеваемостью. [6]
В этом же учебном году Бочаров Кирилл участвовал в муниципальной олимпиаде младших школьников "Юниор" по математике и стал победителем ( I место).[7]
Мои воспитанники постоянные участники дистанционных олимпиад.
В 2011-2012 уч.г. ученики 1-А класса стали победителями в международном конкурсе Эму – специалист, предмет математика: Арзуметов Тимур, Баймуратова Азалия, Каут Александра. Победителем во Всероссийском конкурсе Эму - эрудит стала Каут Александра, которая по данным листа достижений и статистике решённых заданий достигла результата участника -100%.
Победителем в финальном этапе VIII Международной олимпиады по основам наук по предмету математика 2011-2012 уч.г. стала Гулиева Самира.
На высоком уровне была выполнена комплексная годовая контрольная работа за 2011-2012 уч.г.
Уровни Количество учащихся
1 Оптимальный 14
2 Высокий 2
3 Средний 3
4 Низкий 0

3.2. Успешность учащихся во внеурочной деятельности.

При решении задач происходит формирование универсальных учебных действий, которые положительно влияют на рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью. К основным универсальным учебным действиям относятся:
извлечение информации, представленной в разных формах (текст, схема, иллюстрация), выдвижение гипотез и их обоснование, умение принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.
Ученики с удовольствием занимаются проектной деятельностью и участвуют в конкурсах различного уровня:
В 2009/2010 уч.году Хламова Полина и Зубайдова Хумайро представили свой проект «Школьная форма – за и проти» на школьной научно-практической конференции, где заняли I место и пряли участие в городском конкурсе проектов младших школьников "Гости из будущего" и заняли призовое II место.
В 2010/2011 уч.году Хламова Полина и Зубайдова Хумайро представили свой проект «Кошельки, сумочки, сумки…» на городском конкурсе проектов младших школьников "Гости из будущего" и заняли призовое II место.
В 2011/2012 уч.году ученики класса участвовала в дистанционном конкурсе творческих команд «Проект «Эму» 2011/2012, в данном конкурсе команда проявила изобретательность и решительность в победе над пиратами, а также принимали участие во Всероссийской игре-конкурсе «Спасатели 2012», в ходе игры ребятам много раз надо было решать математические задачи.
В 2012/2013 уч.году Носова Анна стала победителем в региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "ЛЕОНАРДО" и участвовала в финальном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "ЛЕОНАРДО" в Москве.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что решение математических задач на уроках математики в начальной школе способствует развитию у школьников внимания, памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности, умение конкретно излагать свои мысли и цель математики, согласно стандартов второго поколения,- формирование логических универсальных действий, это анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение определённых признаков.
Каждый учитель обязан развивать логическое мышление школьников. Об этом много написано в методической литературе, в пояснительных записках к учебным программам. Школьная практика доказывает, что развитие мышления школьников ставится задачей урока практически по каждому предмету.

Источники информации:

1. Бут Т. В. Математика. 1 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.
2. Петерсон Л. Г. Математика (учебник). 1 класс. в 3-х частях_ М.: Издательство «Ювента», 2011.
3. Петерсон Л.Г. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной форме.- М.: Просвещение, 2011.
5. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Приказ УО от 16.05.11.№346.
7.Приложение к приказу УО от 20.04.2011 г. № 278.

Город: г. Когалым
Категория: Начальная школа | Добавил: Жемчужина (04.11.2013) | Автор: Бирюк Рита Васильевна E W
Просмотров: 6806 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 2
Рекомендовать:
0   Спам
1 123456   (07.11.2013 21:10)
Уважаемая Рита Васильевна, ваша работа заслуживает высшей оценки. Успехов вам.

0   Спам
2 Жемчужина   (07.11.2013 21:46)
Огромное Вам спасибо за оценку, очень рада буду с Вами пообщаться, познакомиться.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Вторник
19.06.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...