Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49354
» Новых за месяц: 8
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0


Анализ сайта  

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов




ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Литература

Сценарий урока внеклассного чтения
Сценарий
урока внеклассного чтения «Приключения чайника в сказке Г.Х.Андерсена «Чайник»» (5 класс)
Васильева М.Л., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма
Цели урока:
1. Выявить проблематику сказки Г.Х.Андерсена «Чайник».
2. Развивать умение аналитически мыслить; умение размышлять над художественным смыслом произведения.
3. Разрушить стереотип восприятия сказки как простого чтения.
4.Учить оценивать реальность с объективной позиции и быть готовым к любым переменам в жизни.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала с использованием деятельностных методов обучения, технологии продуктивного чтения, а именно чтения с остановками. (Приложение №4).
Технология продуктивного чтения способствует формированию читательской компетенции школьника и учит понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации. Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы на каждой из стадий урока: вызова, осмысления, рефлексии. На 1 стадии урока – вызове - происходит обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На 2-й стадии урока – осмысления - учащиеся читают текст небольшими отрывками, обсуждают содержание и прогнозируют развитие сюжета. Обязателен вопрос – прогноз «Что будет дальше и почему?». На 3-й стадии-рефлексии- текст опять представляет единое целое, происходит его осмысление.
Форма урока: работа в паре (для заполнения таблицы).
Методы: эвристическая беседа, проблемное изложение, работа в паре, презентация-демонстрация, работа с таблицами, кластер, синквейн
Оборудование: ТСО, ИКТ, презентация, иллюстрирующая ход урока.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
1. Знать понятие «сказка народная и литературная».
2. Уметь определять проблему литературного произведения (переводя ее в основной вопрос, который автор ставит в тексте и на который пытается ответить).
3. Уметь читать и анализировать художественное произведение с привлечением базовых литературоведческих понятий.
4. Свободно владеть монологической и диалогической речью в рамках изучаемого произведения.
5. Уметь давать развернутую характеристику литературному герою.
6. Уметь сопоставлять сюжет с личным жизненным опытом.
Стадии и методические приемы на уроке

Стадия (фаза) Деятельность учителя и
использование мультимедийной презентации Деятельность учащихся Методические приемы
1.Стадия вызова (актуализация темы) Учитель обращается к личному жизненному опыту учащихся, который может подготовить к восприятию текста сказки. «Испытывали ли вы в жизни чувство счастья?»; «А можно ли испытывать страх?»; «Если да, то какой он?»; «Случалось ли вам обманываться в своих ожиданиях и надеждах?»; «Как вы думаете, почему так происходит?»; «От кого или чего зависит судьба человека?»
«Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь в сказке Г.Х.Андерсена «Чайник»? «Каков будет сюжет?»
Учитель обобщает ответы учащихся
и называет тему урока (слайд 1. Приложение 1).

На следующем этапе учитель спрашивает о том, что известно учащимся о сказке.
«Объясните понятие «сказка». (Слайд 2)
« Какие бывают сказки?»
По ходу ответов в парах заполняется таблица.
(слайд 3. Приложение 2)
Исходя из ответов учащихся, учитель конкретизирует учебную задачу урока: выяснить проблематику сказки Андерсена «Чайник». Отвечают на вопросы учителя;
Прогнозируют сюжет незнакомого произведения, что повышает интерес к чтению «Прав ли я?»

На следующем этапе учащиеся говорят о том, что им известно о сказках и что бы они хотели узнать в ходе урока

Заполнение таблицы.
2. Осмысление содержания Учитель предлагает познакомиться с планом урока:
1. Определение понятия «сказка».
2. Проблематика сказки «Чайник».
3. Художественный смысл произведения.
4. Характеристика главного героя
5. Сопоставление с личным опытом судьбы главного героя (слайд 4).

По первому пункту плана учитель демонстрирует слайды
- определение понятия «сказка».
По второму пункту плана учитель демонстрирует слайд 5 - определение понятия «проблематика литературного произведения» и предлагает учащимся читать текст сказки, разделенный на смысловые части.
Вопросы к части 1:
 От лица какого персонажа ведется повествование?
 Как вы понимаете выражение «в пору беспечальной юности»? Как оно применимо к «жизни» чайника?
 Получился бы рассказ, если изначально чайник был некрасив?
 Рассмотрите круг общения чайника.
 Сравните жизнь чайника с человеческой жизнью.
 В современном мире позитивно воспринимается такое мнение: чем выше человек себя оценивает, тем большего он добьется. Можно ли так сказать в отношении персонажа?
Вопросы к части 2:
 Какое событие является центральным в части 2?
 Согласны ли вы с утверждением, что только человек, переживший личную беду, способен на глубокие чувства и заслуживает уважение?
 Кому адресует свой рассказ герой?
 Нашел ли чайник друга после произошедшей трагедии?
Вопросы к части 3:
 Случайно ли эта часть рассказа самая короткая?
 Как он переносит очередные невзгоды в своей жизни, становится ли он мудрее?
 Можно ли сказать, что чайник прожил бесцельную жизнь?
 Выдвиньте предположения: что может произойти дальше?
Вопросы к части 4:
 Можно ли воспринимать появление из луковицы цветка как вторую жизнь главного персонажа?
 Означает ли это, что рано или поздно жизнь приобретает смысл?
 Как вы понимаете фразу: «Блаженство – забывать себя ради других».
Вопросы к части 5:
 Теперь, валяясь в виде черепка, чайник, вернее то, что от него осталось, радуется, что «воспоминаний у него никто не отнимет. Как вы можете охарактеризовать чувства героя?
 Чему научили героя жизненные испытания? Учащиеся знакомятся с планом урока.

Учащиеся по первому и второму пункту плана
Повторяют значение понятия «сказка», «проблематика», данными в «Справочнике юного литературоведа»;

Учащиеся читают часть 1;
Отвечают на вопросы учителя.

Чтение части 2 + ответы на вопросы

Чтение части 3
Построение «дерева предсказаний»

Чтение части 4+ответы на вопросы

Чтение части 5+ ответы на вопросы
Примеры из личного опыта

Записи в тетради,
ответы на вопросы;

Чтение с остановками

Чтение с остановками

Чтение с остановками+
«Дерево предсказаний»

Чтение с остановками
Закрепление знаний происходит путем составления кластера (слайд 6)
Задание классу:
-Проследите по тексту жизнь чайника и сделайте запись в виде кластера. (слайд 7). Текст сказки предстает как нечто цельное и единое
Учащиеся по третьему пункту плана
- сравнивают два периода жизни чайника и выделяют принципиальную разницу между ними; Подбирают примеры из опыта собственной жизни

- делают запись в тетрадь в виде кластера;
делают вывод. Записи в тетради,
Анализ жизненной ситуации главного героя

Ответы на вопросы;

Эвристическая беседа

Составление кластера
По четвертому пункту плана:
- учитель заранее дал опережающее индивидуальное домашнее задание: придумать и рассказать историю домашнего чайника, используя как можно больше деталей в описании образа. -учащиеся рассказывают свои истории и сравнивают свой сюжет с сюжетом сказки Андерсена

По пятому пункту плана обучающиеся пытаются поставить себя на место главного героя и описать чувства, которые могли бы испытывать они -участвуют в эвристической беседе и самостоятельно формулируют соотношение художественного творчества с реальной жизнью


3. Рефлексия Учитель возвращает учащихся к первому слайду и просит написать синквейн , в котором должна быть отражена жизнь главного героя Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Синквейн

На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы и дается полная характеристика главного героя.
4. Домашнее задание Рассказать о любимых сказочных героях

Использование учителями технологии продуктивного чтения имеет значение для развития у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных универсальных учебных действий;
При грамотно организованной работе с текстом формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, а при умении сопоставлять факты и делать умозаключения развивается функциональная грамотность. Технология продуктивного чтения, максимально приближенная к естественному процессу чтения, позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем, а правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности.

Умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
 общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
 нахождение информации;
 интерпретация текста;
 рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Литература:
1.Абдуллина Л.И. Нетрадиционные уроки литературы./5-11 классы.- Москва. «Вако».2011

2.Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999
3.Михалкова С.В. Воспитание творческого читателя. М.: Просвещение,2000
4.Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий. Справочник заместителя директора школы. №9, 2012 г., с.34-37

5.Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

6.Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Город: Когалым
Категория: Литература | Добавил: Васильева (20.03.2014) | Автор: Васильева Мария E W
Просмотров: 864 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Вторник
19.06.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...