Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49354
» Новых за месяц: 8
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0


Анализ сайта  

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0




Счетчик материалов




ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Экология

Программа объединения дополнительного образования "Экологическая тропа"
Программа объединения дополнительного образования
«Экологическая тропа» (135 ч)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
• Тип программы – авторская
• Образовательная область – интегрированная
• Направленность деятельности – эколого - биологическая
• Способ освоения содержания образования - репродуктивный, исследовательский
• Уровень реализации программы - дополнительное образование
• Форма реализации программы – групповая
• Продолжительность реализации программы – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях новой рыночной экономики часто теряют смысл общечеловеческие жизненные ценности, такие как гражданственность, любовь к Родине, родному краю, ощущению себя частью природы.
Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. Разрушение и загрязнение естественной среды жизни людей, варварское отношение к природным ресурсам страны, вредные для здоровья и жизни людей условия – все это внушает тревогу за судьбу народа. Общество нуждается в преобразованиях, которые могут осуществить люди экологически образованные, со сформированным экологическим мировоззрением и экологической культурой. В связи с этим первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у каждого человека высокого уровня экологической культуры.
Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно – научного направления находит свое разрешение на занятиях объединения дополнительного образования детей "Экологическая тропа". Программа данных занятий ориентирована на активное приобщение детьми к познанию окружающей среды, формирование экологической воспитанности, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение, экологическое отношение и носит образовательный характер.
Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей».
Цель данной программы – воспитание у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней, получение навыков общения с природой, умений проводить практические природоохранные мероприятия.
Программа ставит перед собой следующие учебно-воспитательные задачи:
1. Формирование представлений о сущности экологии, как науке о взаимодействии человека с окружающей средой.
2. Углубление и расширение эколого – краеведческих знаний.
3. Подготовка учащихся к адаптации в будущей жизни.
4. Привитие навыков к исследовательской работе.
5. Формирование чувства ответственного отношения к природе родного края, к ее природным ресурсам.
6. Развитие познавательной, творческой активности учащихся.
7. Воспитание устойчивого интереса к предмету «Экология».
8. Развитие логического мышления учащихся.
9. Развитие навыков и умений рекреационного природопользования: хождение в природном окружении, бесшумное поведение в природе, пользование водоисточниками, утилизация бытовых отходов, сбор дикорастущих растений и т.д.
10. Развитие стремления оздоровить окружающую среду, внося постепенный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. При дальнейшем углубленном изучении программа может обновляться и расширяться.
Занятия проходят 4 раза в неделю.
В группу принимаются все желающие. Специального отбора не проводится.
Программа имеет свои особенности, так как она рассчитана на разновозрастный состав учащихся.
Новизна данной программы состоит в самой структуре программы. На занятиях дети знакомятся с растительным, животным миром, природными ресурсами планеты и ХМАО, учатся проводить природоохранные мероприятия и исследовательские работы.
Построение программы предполагает вариативности. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами.
Образовательный процесс осуществляется посредством следующих методов обучения:
• репродуктивный (воспроизводящий);
• иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
• проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
• эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа с использованием иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем.
На практических занятиях воспитанники используют разнообразные методики экологических и биологических исследований.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживать интерес к занятиям у всех детей. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.
Для оценки и контроля результатов обучения учитель использует специальные карточки, беседы по изученным темам.
На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены.
Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические знания значительно углубят знания учащихся по биологии и экологии.
Обучаемые к концу периода обучения
Должны знать:
1. Основные экологические принципы и законы.
2. Компоненты живой и неживой природы.
3. Основные группы растений и животных.
4. Формы взаимоотношений между живой и неживой природой.
5. Взаимосвязь между природой и человеком.
6. Особенности природы родного края.
7. Принципы рекреационного природопользования.
Должны уметь:
1. Проводить самостоятельно наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты.
2. Различать наиболее распространенные в данной местности растения и животных.
3. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.
4. Пропагандировать знания об охране природы, лично участвовать в практической работе по охране природы.
5. Ухаживать за животными в школьном живом уголке.
6. Изготовлять гербарии растений родного края.
7. Изготовлять кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц в зимний период.
Тематическое планирование
1. Введение (2 ч)
2. Растительный мир планеты и ХМАО, его разнообразие, связь с окружающей средой (23 ч)
2.1. Как устроены и живут растения? (7 ч )
2.2. Оптимальные факторы роста и развития растений. Влияние светового режима на комнатные, дикорастущие и культурные растения. (2 ч)
2.3. Влияние синтетических моющих средств на зеленые растения. Плазмолиз и деплазмолиз. (2,5 ч)
2.4. Изучение состава и структуры леса вокруг п.Согом (3,5)
2.5. Оценка жизненного состояния леса по сосне (2 ч)
2.6. Многообразие лесных растений ХМАО, их использование в жизнедеятельности местного населения (3 ч)
2.7. Изделия из лесных материалов, произрастающих в п.Согом, и их использование человеком. (3 ч)
3. Животный мир планеты и ХМАО, его разнообразие и связь с окружающей средой (16,5 ч)
3.1. Животный мир ХМАО (5 ч)
3.2. Виды кормушек и правила подкормки птиц (4 ч)
3.3. Изготовление ограждений для муравейников. (3 ч)
3.4. Животные уголка живой природы (1,5 ч)
3.5. Насекомые – вредители (3 ч)
4. Природные ресурсы планеты и ХМАО (29 ч)
4.1. Характеристика и значение водной системы д. Согом (3 ч)
4.2. Исследование природных вод д.Согом на загрязнение. Определение влияния уровня загрязнения воды на экосистемы водоема. Моделирование этапов очистки воды. (5 ч)
4.3. Определение величины рН в водоемах д. Согом (2,5 ч)
4.4. Влияние температуры воды на скорость роста растений (2,5 ч)
4.5. Определение содержания воды в пище (2,5 ч)
4.6. Определение рН атмосферных осадков (2 ч)
4.7. Определение способности разных типов почв поглощать воду. Определение кислотности почвы. (3 ч)
4.8. Компоненты почвы (3 ч)
4.9. Разложение отходов в почве (2 ч)
4.10. Полезные ископаемые Согомской территории. (3,5 ч)
5. Природоохранные мероприятия на планете и в ХМАО (29 ч)
5.1. Исследование загрязнения наземных экосистем (5 ч)
5.2. Правила поведения в лесу (3 ч)
5.3. Эколого-ботаническая экскурсия в лес (весенний период) (4 ч)
5.4. Экологическая оценка антропогенных воздействий на местность (4 ч)
5.5. Изготовление рисунков и плакатов экологической тематики (4 ч)
5.6. Изготовление гербариев растений (4,5 ч)
5.7. Изготовление определительных карточек растений (4,5 ч )
6. Здоровье человека, связь с окружающей средой (28 ч)
6.1. Экологическая оценка жилого помещения (4 ч)
6.2. Оценка уровня физического развития (4 ч)
6.3. Определение умственной работоспособности (4 ч)
6.4. Изучение влияний социально-психологических факторов на организм (4 ч)
6.5. Биоритмы (4 ч)
6.6. «Что мы едим?». Экологическое качество продуктов питания. Расчет суточного рациона питания (5 ч)
6.7. В мире этикеток (экологические знаки) (3 ч)
7. Заключительные занятия (7,5 ч)

Город: д. Согом
Категория: Экология | Добавил: margaritta27 (06.12.2012) | Автор: Кожевникова Маргарита Михайловна E W
Просмотров: 4813 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 1
Рекомендовать:
0   Спам
1 admin   (06.12.2012 21:57)
Хороший материал. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Вторник
19.06.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...