Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49163
» Новых за месяц: 97
» Новых за неделю: 12
» Новых вчера: 4
» Новых сегодня: 2


Анализ сайта  

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 40
Комментариев: 157
Материалов: 476
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 126
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » Биология

Применение комнатных растений на уроках биологии в старших классах
Перед проведением уроков биологии по теме «Общая экология», в кабинете биологии следует отобрать определенный ассортимент комнатных растений. Данную процедуру можно провести опираясь на работы методистов-биологов: Н.М. Верзилина, Н.Н. Машковой, Д.И. Трайтака и др. Также при отборе растений руководствуйтесь биологическими особенностями самих растений.
На уроках биологии в теме «Основы экологии» (авторская линия В.В. Пасечника, 11 класс), идет развитие целого ряда сложных экологических понятий. Однако применяя комнатные растения на данных уроках возможно добиться лучшего усвоения понятий, развития познавательного интереса к экологическим закономерностям, понятиям. Так применение комнатных растений возможно на следующих уроках:
1. «Экология. Экологические факторы»
2. «Межвидовые отношения. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз»
3. «Видовая и пространственная структура экосистем»
4. «Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме»
5. «Искусственные сообщества – агроэкосистемы».

В ходе урока «Экология. Экологические факторы» комнатные растения могут быть задействованы на этапе изучение нового материала. Проводятся демонстрации комнатных растений и лабораторная работа с целью развития у учащихся экологических понятий: абиотические факторы, лимитирующий фактор, адаптация, приспособленность.
1) Демонстрация комнатного растения - хлорофитума, сопровождается вопросами:
«Какие экологические факторы действуют в данный момент на это растение?»
«Приведите примеры абиотических факторов, влияющих на жизнедеятельность данного растения?»
«Какие лимитирующие факторы (или какой), влияющие на комнатные растения кабинета Вы можете назвать?»
«Какие процессы в жизни растений сдерживает (ограничивает) данный фактор?»
2) Затем рассказ учителя сопровождается демонстрацией комнатных растений, с целью развития понятия «адаптация».
Рассказ:«Адаптации живых организмов можно также пронаблюдать на примере домашних животных и растений. Давайте внимательно посмотрим на внешний вид одного из комнатных растений кабинета – бегонии пятнистой (сопровождение демонстрацией растения – бегонии пятнистой). У данного растения мы с вами видим красную окраску листа с его нижней стороны, мы также видим то, что листья растения формируют особую листовую мозаику, с целью максимального получения солнечного света. Обратите свое внимание и на форму листовой пластинки, напоминающую раковину».
3) Лабораторная работа на тему «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Оборудование: кактусы, плющ, дримиопсис (лягушатник), алоэ древовидное, циперус, бегония краснолистная, молочай булавовидный и т.д. (по одному растению на пару), справочник "Комнатные растения"
Задание:
Дайте характеристику одному из растений по плану:
1. Местообитание растения и условия жизни;
2. Черты приспособленности растения;
3. Причины появления приспособленности;
4. Значение и характер приспособленности.
При выполнении данной работы ученики использовали материал этикеток комнатных растений, а также справочный материал (справочник «Комнатные растения», автор В.В. Воронцов).

На уроке «Межвидовые отношения. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз» на этапе закрепления знаний ученикам предлагается выполнить задание, с целью закрепления таких экологических понятий, как «паразитизм», «симбиоз», «конкуренция». Задание: «Посмотрите внимательно на выставленные перед вами комнатные растения в различных вариантах:
вариант 1 - фаленопсис (комнатная орхидея)
вариант 2 - дримиопсис (лягушатник) в одном сосуде с другим растением (например, с аспидистрой)
вариант 3 - циссус.
Во всех вариантах растения могут вступать в межвидовые отношения. Установите письменно соответствие между комнатным растением и организмом, с которым он вступил во взаимодействие (или сможет с ним вступить) из списка, предложенного на доске: гриб, раффлезия Арнольда, аспидистра.
Установите соответствие между номером варианта и типом взаимоотношений из списка на доске: симбиоз, конкуренция, паразитизм».

На уроке «Видовая и пространственная структура экосистем» развитие экологических понятий можно провести следующим образом. На этапе актуализации знаний учащимся предлагается вспомнить типы межвидовых отношений. И ответить на вопрос, глядя на комнатные растения – хлорофитум, алоэ, колеус посаженные в один сосуд:
«Какой тип межвидовых отношений можно наблюдать, между растениями разных экологических групп размещенных в одном сосуде? В чем проявляется данный тип отношений?».
На этапе закрепления знаний учащиеся выполняют лабораторную работу на тему «Флорариум» по карточке-инструкции.
Флорариум - сосуд в котором растут комнатные растения. Его можно подготовить заранее, привлекая к данной работе учеников. Для него потребовалось: подобрать необходимую емкость (сосуд), выбрать грунт для посадки растений, разместить грунт в сосуде, отобрать посадочный материал для флорариума (ориентируясь на объем сосуда, его высоту, диаметр отверстия), посадить растения. В качестве сосуда мы использовали стеклянную емкость объемом 6 литров, закрывающуюся крышкой. Грунт был составлен из гравия, садовой почвы (в соотношении 1:2). В качестве посадочного материала были отобраны часто встречающиеся растения кабинета: хлорофитум, дримиопсис (лягушатник).

Карточка - инструкция:

Лабораторная работа
Тема: «Флорариум»
Цель: изучить особенности наземной экосистемы на примере флорариума.
Оборудование: флорариум, инструктивная карточка, лист бумаги
Предварительный иструктаж:
Флорариум – это закрытая или полузакрытая ёмкость, сооруженная из стекла или каких-либо других прозрачных материалов и предназначенная для содержания и разведения растений. Он представляет собой закрытый контейнер, внутри которого специально создают повышенную влажность воздуха и определенную температуру.
Ход работы:
1) Внимательно рассмотрите предложенный вам флорариум
2) На отдельном листе бумаги перечислите, какие элементы биотопа флорариума вы видите?
3) Перечислите компоненты биоценоза флорариума.
4) Нарисуйте схему «обмен веществ и энергии в флорариуме», включив в нее элементы биотопа и биоценоза.
5) Является ли флорариум устойчивым естественным сообществом живых организмов? Свой ответ обоснуйте.
6) Представьте, что во флорариум поместили животных: дождевых червей, садовую улитку. Какие изменения произойдут теперь в сообществе. Почему?
7) Сделайте вывод, в котором укажите отличия флорариума от природной экосистемы дубравы.

На уроке «Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме» учитель предлагает учащимся выполнить задание на этапе закрепления знаний:
«рассмотрите внимательно флорариум, представьте, что в него поместили садовую улитку, травяную лягушку. Составьте в рабочей тетради цепочку питания в таком флорариуме».
Вопрос: сможет ли данная экосистема существовать долго без вмешательства человека?
Задание: «рассчитайте, какой должна быть биомасса растений флорариума, чтобы в нем могла существовать длительное время пара лягушек».

На уроке «Искусственные сообщества – агроэкосистемы» на этапе контроля знаний учащиеся находят отличия между таким искусственным сообществом (экосистемой) как флорариум и естественным сообществом – лесом, по следующим критериям:
а) количество видов,
б) количество пищевых цепей и их сложность,
в) зависимость от человека,
г) способность к самовосстановлению.

Учитель биологии ГБОУ СОШ №124, Шамсиев Артур Бахтиярович.

Город: Санкт-Петербург
Категория: Биология | Добавил: Артур (24.07.2013) | Автор: Артур E W
Просмотров: 1535 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 1
Рекомендовать:
0   Спам
1 nadejda_   (27.10.2013 08:53)
На уроках биологии важную роль играют натуральные объекты.Комнатные растения можно использовать разнообразно, что и продемонстрировал нам
автор. Большое спасибо, Артур Бахтиярович.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Вторник
02.05.2017

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры

Реальность жизни



Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...