Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49348
» Новых за месяц: 6
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 41
Комментариев: 157
Материалов: 478
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 127
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » Статьи » МХК и ИЗО

«Портрет» по картине И.Е. Репина «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ» 7 класс

Тема: Закрепление темы «Портрет» по картине И.Е Репина
«ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО
ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»
(в 7 класс)
Цель: познакомить с картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
закрепить ЗУН по теме пропорции рисовании головы человека;
сделать набросок портрет - характер одного из персонажей картины.
Оформление: репродукции картины И. Е. Репина и этю¬дов к ней, раздаточный материал, ИКТ оборудование, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент. (2 мин)
2.Вводная беседа. 18 мин
Слайд №1(тема)
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с картиной великого русского художника Ильи Ефимовича Репина
Слайд №2 (картина) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и выполним до конца урока набросок портрета – характера одного из персонажей этой картины.
-На уроках литературы вы знакомились с повестью Гоголя
«Тарас Бульба».
Учитель: Как вы, думаете, что общего в этих двух произведениях: в картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и в повести Гоголя «Тарас Бульба?
Ученики: В том и в другом произведениях рассказывается о запорожцах.
Учитель: Ребята, а кто такие запорожцы?
Ученики: Это вольные казаки. Гордые и свободолюбивые люди…
Слайд №3(Эпиграф)
Учитель: Верно! Вслушайтесь в эти строки: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей» - эти слова из бессмертного произведения Гоголя, могут послужить эпиграфом к нашей беседе о «Запорожцах» Репина.
Слайд№4 ( картина)
Учитель: Пожалуй, ни одна картина И. Е. Репина не стала такой
попу¬лярной еще при жизни художника, как картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репродукции с нее брались нарасхват. Художник посвятил ее вольным, свободолюбивым запорожцам.
Учитель: Какова же история создания этой картины? Об этом расскажут нам Саша,………….. Пожалуйста.
3. Сообщение учащихся.
Ученик: Озорное послание казаков султану еще в детстве было известно Репину, уроженцу Украины.
Ему довелось снова услышать о письме летом 1878 года
в Аб¬рамцеве, подмосковном имении известного мецената
Саввы Ивановича Мамон¬това, где часто собирались и подолгу жили и творили лучшие рус¬ские художники, скульпторы, музыканты. Там Репин и набросал первый карандашный эскиз «Запорожцев».
(Слайд №5 .Эскиз карандаш) Но почти тринадцать лет подготовительной работы отделяют эскиз от картины. Речь шла об осуществлении высокой художест¬венной идеи. Тема картины была сложной, требовала массы специ¬альных знаний. Первым пришел на помощь Репину русский исто¬рик
Николай Иванович Костомаров. Он разработал маршрут, по которому весной 1880 года Репин вместе с будущим художником Валентином Серо¬вым, которому было тогда еще пятнадцать лет, объездил все Запорожье.
Слайд №6 (картина)
Ученик: Репин собирал материалы для картины и отыскивал в народе типы старого казачества. Особенно внимательно изучал Репин мес¬та, связанные с деятельностью Ивана Дмитриевича Сирко тогдашнего кошевого атамана Сечи. Известно, что Сирко разгуливал на «чайках» по Черному морю и не раз добирался с казаками до Царь-града. Это он во время последнего похода в Крым освободил из неволи около шести тысяч соплеменников. Художник даже написал этюд с могилы атамана. Для этого центрального образа картины Репину позировал известный военный деятель – генерал Михаил Иванович Драгомиров.
Художник восторженно отзывался о нем: «Сего дня тре¬тий день, как пишу с него этюд для «Запорожцев» и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума...»
Осенью того же года мастерскую Репина посетил «мастер ис¬торических дел» Лев Николаевич Толстой, который, по словам Ре¬пина, подсказал много пластических деталей первой важности, жи¬вых и характерных подробностей.
Ученик: Перед началом работы над картиной в 1887 году Репин познакомился с профессором Дмитрием Ивановичем Яворницким, специалистом по истории запорожского казачества, «зав¬зятым запорожцем», как называли его друзья, «готовым семьдесят раз поломать ноги, лишь бы только окунуться в Днепр и взобраться на его скалы». Яворницкий не только подарил Репину свою книгу «Замечательные страницы из истории запорожских казаков», кото¬рую тот прочитал «не переводя духу». Он предоставил в полное распоряжение художника собственную коллекцию предметов запо-рожской старины, где были и жупаны, и сафьяновые сапоги, и люльки всех размеров, и даже графин с горилкой, найденный в мо¬гиле неподалеку от места Сечи. Яворницкий ввел Репина в круг своих земляков, и Репин нередко проводил среди них вечера, слу¬шая украинские песни, глядя на танцы, а то и сам пускался в пляс на удивление всем. Наконец, Яворницкий позировал Репину для фигуры писаря в его картине.И вот, наконец, картина закончена. В 1891 году она появилась на первой персональной выставке Репина.
4. Анализ картины.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что представляет собой композиция картины?
Ученики. На картине изображена тесная, сплоченная группа людей, единых в своих помыслах и делах.
Учитель. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, собравшись у грубо сколоченного стола, наперебой сочиняют знаменитое письмо. Это показано так выразительно, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного «лыцарского» хохота. Письмо составляется всем миром, каждому хочется вставить что-то свое, каждый - яркая личность.
-Мы с вами остановимся на трех примечательных персонажах этой картины. Вам необходимо выполнить следующее задание.
У вас на столах лежат листочки с их описанием.
Прочитайте описание и по картине определите: Ивана Сирко, который является кошевым атаманом этих людей, силача и запорожца в красном жупане. Сравните, пожалуйста, словесные и живописные портреты персонажей. Описания пронумерованы. Картина перед вами. Будьте внимательны.
- Итак, вопрос кто есть кто?
Учитель: Кто из описанных персонажей изображен в центре картины?
Ученики: В центре – кошевой атаман Иван Сирко.
Слайд №7 (Иван Сирко)
Учитель: Что в портрете передает его характер?
Ученик: (Ученик зачитывает описание.) Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, - все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу вое¬начальник.
Все в атамане свидетельствует о его разуме и железной воле: поза, фигура, выражение лица.
Вспомним, с помощью, каких линий можно передать выражение лица человека схематически?
Ученик. С помощью линии бровей, глаз, рта.
Учитель: Хорошо. Следующее задание.
(Слайд №8 . Схемы пронумерованы)
Схему, под каким номером показанных на слайде вы бы использовали для изображения эмоционального портрета кошевого атамана Ивана Сирко?
Слайд №9 (Сирко + схема)
Учитель: Все согласны?
Ученик: Да.
Слайд №10 (картина)
Учитель: Кто охарактеризует персонажа изображенного справа от атамана? Пожалуйста, Роман.
Ученики. Справа от атамана изображена необъятная фигура запорожца в красном жупане.
Слайд № 11 (запорожца в красном жупане. )
Он хохочет, ухватившись за живот, и, кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доб¬рое, детское. У него смешная кудлатая папаха, лоснящееся лицо, нос картошкой и вислые усы, брови высоко подняты, глаза от смеха прищурены, рот широко раскрыт.
Учитель: Совпадает ли словесный портрет с портретом художника?
Ученики: Да.
Слайд № 12 (Схема)
Учитель: По какой схеме легко изобразить этого запорожца?
Ученик показывает.
Слайд № 13 (схема + запорожец)
Учитель: Все согласны?
Какие линии выдают веселый нрав героя?
Ученик: Линии бровей, рта и глаз.
Схема № 14 (картина)
Учитель: Хорошо. А можете ли вы определить, кто виновник этого многоликого взрыва хохота?
Ученик показывает
Слайд № 15 (силач)
Ученики. Полуобнаженный силач. На коленях у него лежит бандура. Он весельчак, это его сочная шутка пришлась по душе товарищам. Недаром он так красуется собой. Его пшеничный ус затейливо вьется, бровь лукаво приподнята, а глаза смиренно опу¬щены. По его жесту видно, что он очень не прост!
Учитель. Вы, верно, определили описание характера силача и его пове¬дение в изображенной сцене. Теперь скажите, по какой схеме вы изобразите портрет-характер силача.
Ученик:
Слайд № . 16 (схема)
Учитель: Хорошо.
Слайд № 17 (три персонажа + схемы)
Ребята, все три персонажа на которые мы, обратили, сегодня особое внимание показаны в разных позициях.
Показ слайда № 18
Итак, вспоминаем, как изобразить портрет героя в той или иной позиции.
Репин изобразил Сирко в позиции анфас. Что значит, изобразить
в анфас?
Показ слайда № 19 (схема анфас +профиль + три четверти)
Ученик: Анфас – вид спереди. Когда вертикальная линия располагается по центру овала.
Учитель: Профиль?
Ученики: В профиль – вид с боку, когда одна из вертикально направленных сторон овала является линией профиля.
Учитель: И в полуоборота или три четверти?
Ученик: В изображении три четверти – вертикальная линия располагается ближе к одной из сторон вертикально направленных линии овала в зависимости от поворота головы.
Слайд № 20 (картина)
4. Практическая работа. (15-18 мин.)
Учитель: А, сейчас откройте, пожалуйста, ваши альбомы. Перейдем к следующему заданию.
Ваша задача выполнить набросок эмоционального портрета любого персонажа из этой картины. Листы-опоры лежащие на столе напомнят о последовательности выполнения портрета.
Слайд №21 (поэтапное рисование героев)
Во время работы не забывайте: о пропорциях изображения головы человека; о компоновке, о передаче особенностей эмоционального портрета.
В конце урока организуем выставку удачных набросков.
Слайд №22 (картина)
5. Итоги урока (2мин).
Учитель: О каком произведении мы говорили на уроке?
Ученик: О картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Учитель: Назовите литературный аналог картины Репина И.Е.
Ученик: «Тарас Бульба» Гоголя.
Учитель:
Выставка работ.
Выставление оценок за выступление и работу в классе.
6. Домашняя работа.
Завершить графический рисунок.Слайд №23



Город: Покачи
Категория: МХК и ИЗО | Добавил: (15.10.2014) | Автор: Османова Марина Магомедовна E W
Просмотров: 2087 | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Четверг
24.05.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...