Информационо-образовательный портал ХМАО


Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49367
» Новых за месяц: 0
» Новых за неделю: 0
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 41
Комментариев: 157
Материалов: 478
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 127
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Интернет во внеклассном образовании

Считается, что Всемирная сеть является конкурентом школы в борьбе за внимание ученика. Более того, может сложиться впечатление, что в этой борьбе учителя заранее обречены на поражение - в силу разнообразия Сети и огромного количества предлагаемых ею развлечений на любой вкус. Между тем, Интернет при правильном применении может развивать познавательную способность ученика и его коммуникативные навыки, помогая тем самым учебному процессу.

 

rebenok_01В достаточно далёком уже от нас 2001 году в Санкт-Петербурге прошла первая Всероссийская конференция «Школа и Интернет». На неё в северную столицу собрались учителя и чиновники от образования со всей страны. Многие высказанные идеи оказали влияние на реализующийся сейчас национальный проект «Образование» Нас же больше интересует научная сторона конференции – предложенные выступавшими педагогами методические рекомендации актуальны и сейчас. Особенно в связи с тем, что в рамках Нацпроекта к Интернету будут подключены все школы России, а значит, то, что раньше было технически возможным лишь для школ в крупных городах, может или скоро сможет быть реализованным в любой школе страны.

 

Внеклассная работа ученика протекает не на уроке, а после него, во внеурочное время. Она может быть компонентом домашнего задания, способом закрепления и полученного материала и предварительной проверки полученных учеником знаний. Использование интернета помогает сделать такую работу более разнообразной и интересной. При этом есть возможность задействовать все уникальные особенности интернета: большой объём и разнообразие заложенной информации, интерактивность, коммуникативные возможности. Участники конференции «Школа и Интернет» выдвинули для этого немало интересных предложений.

 

получаем информацию

 

Интернет как огромный банк информации может применяться учащимися для самостоятельной работы – подготовки докладов, выступлений и творческих работ. Для старшеклассников, уже владеющих приёмами поиска и отбора информации в сети Интернет, возможен полностью самостоятельный поиск необходимой информации. Однако лучше всего будет, если учитель сам предложит ученикам сайты, на которых нетрудно найти подходящий материал. Кроме всего прочего, это будет также дополнительной гарантией, что подросток в самостоятельном «сёрфинге» по сети не наткнётся на сайты неприличного и агрессивного содержания.

 

При этом встаёт хорошо знакомая проблема: как избежать ситуации, когда ученик просто копирует выложенный в Сети чужой материал и выдаёт его за свой? Традиционный метод борьбы заключается в проверке представленной работы на плагиат, которую легко осуществить с помощью любой поисковой системы. Нам, однако, кажется, что важно также поощрять желание ученика самому вести познавательную и аналитическую деятельность, получать при этом собственные оригинальные результаты. Заметим, что эта задача является одной из главных в школьном образовании.

 

добавляем интерактива

 

Но возможности Интернета не ограничиваются только пассивным получением знаний. Например, в Новгородском государственном университете разработали интерактивный онлайн-учебник для школьников «Базовые разделы биологии». Проверка знаний в рамках учебника построена на так называемом «асинхронном методе взаимодействия» с учителем, благодаря которому большое количество учеников общается с высококвалифицированными преподавателями ВУЗа. В Воронеже ученики Экономического лицея № 2 получают знания в игровой форме, с помощью деловых игр-симуляторов. По этим играм проводятся международные соревнования по сети Интернет – благодаря участию в них воронежские школьники получают бесценный учебный опыт и контакты со сверстниками и учителями по всему миру.

 

 Интересным способом онлайн-обучения является участие школьников и студентов (иногда и вместе с преподавателями) в различных проектах. Проект должен быть полезным для учебного процесса, интересным и предполагающим самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, или чаще групповую. Он может быть исследовательским или творческим. Примером творческого проекта является, например, создание челябинскими школьниками комикса «Опасный спам», за который школьники получили приз на Всемирном дне безопасного Интернета-2006. Осуществление подобных интернет-проектов, по мнению учёных, даёт возможность реализовать индивидуальные способности учащихся, повысить уровень коммуникативной культуры, подготовить выпускников к жизни в информационном обществе. При этом стоит помнить о том, что задача учителя - чётко задать тему проекта и возможные способы его реализации, а продумывать концепцию и способ её оптимального воплощения – уже дело учащихся.

 

Разберём общие аспекты реализации такого проекта, как создание интернет-сайта класса или кружка. Участвующие в проекте школьники в зависимости от своих интересов и наклонностей берут на себя те или иные функции при создании сайта: наполнение, дизайн, программирование. Преподаватель помогает ученикам в наиболее сложных вопросах, работает с ними «в команде», при этом берёт на себя роль координатора, а не начальника. В ходе реализации проекта закрепляются полученные на уроках знания, школьники учатся работать в сообща, приобретают ответственность и креативные навыки. И, конечно, получают возможность гордиться конечным результатом.

 

В основу проекта должна быть положена удачная и интересная идея. К примеру, в школе №9 города Томска несколько лет назад учениками был создан сайт «Арго. Экспедиция в античное время». Ресурс, посвящённый греческой античной культуре, стилизовали под судовой журнал экспедиции юных аргонавтов. Такая форма позволяет периодически обновлять содержание сайта, добавляя новые записи. Учителю отвели роль "кормчего", который определяет направление работ детей и ведет "судовой журнал". Сами записи содержат самый разнообразный материал: рисунки, стихотворения, рассказы, загадки, кроссворды, созданные детьми. Большое внимание уделено игровым формам обучения. В игре "Олимпионик" смысл задания состоит в том, чтобы ребенок, отождествляя себя с выбранным им героем, прошел путь от испытаний и тренировок до победы на Олимпийских играх (принцип суперпопулярных сегодня ролевых игр). Участник другой игры попадает в "Лабиринт", для выхода из которого требуется ответить на вопросы. В результате активизируется познавательная активность ученика: обучение при такой форме обучения гораздо интереснее, чем в рамках традиционной.

 

общаемся

 

deti_za_compСеть также может быть использована в учебном процессе в качестве коммуникативной среды. Пространство для творчества учителя при этом практически неограниченное. На уже упоминавшейся конференции в Санкт-Петербурге, преподавательница из города Самары Р.А Скрижалина представила коллегам проект «Обучение правам человека, демократии и культуре мира с использованием ресурсов Интернет и электронной почты». Проект уже был запущен учителями самарской школы № 24, в сотрудничестве с преподавателями Rangeview High School (штат Колорадо, США). Как сообщила докладчица, планировалось использование различных ресурсов Интернет, например, информационных рассылок по правам человека, обмен информацией со школами-партнерами посредством электронной почты и сайтом европейского проекта по правам человека. В качестве элемента проекта, предусматривалась разработка курса граждановедения на английском языке для учащихся 9 классов. При этом требуемый уровень владения языком устанавливался как пороговый продвинутый (школа имеет языковой уклон). Современные цифровые технологии сделали реализацию этого проекта вполне реальной, впрочем, как и других, более амбициозных.

 

Колее того, Советская практика заводить «друзей по переписке» для школьника (например, с помощью электронной почты) может быть с успехом возрождена, что будет особенно полезно для обучения иностранным языкам. Разумеется, при этом необходимо научить школьников правилам безопасной переписки в Интернете. Главным из них является принцип обнародования минимума личных данных ученика в открытых источниках. Общение школьников в Интернете, осуществляемое в учебных целях, должно находиться под наблюдением учителя.

 

Очевидно, технологии приходят в российскую школу. Сетевые «Открытые уроки» по информатике, информационной безопасности и географии, которые проводятся сейчас для школ всей страны из Москвы – лучшее тому подтверждение. Станет ли WWW помощником учителя в школе и дома – зависит, прежде всего, от самих учителей. Ведь вместо того, чтобы бороться с Интернетом, лучше сделать его своим союзником.

Автор: Олег СОКОЛЕНКО
14.03.2008

Личный кабинет

Пятница
19.10.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...