Главная страница [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум образовательного портала ХМАО » Конференции по направлениям » Конференция по актуальным вопросам образования » «Воспитательная работа в ДОУ" (Воспитательная работа в ДОУ)
«Воспитательная работа в ДОУ"
metod52Дата: Четверг, 08.10.2015, 22:08 | Сообщение # 1
проверенный
Группа: Модераторы
Сообщений: 5
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: :-(
«Воспитательнаяработа в ДОУ средствами технологии педагогики сотрудничества»
 
Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»
Безденежных Вера Петровна
 
«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я
мог в краткой формуле определить сущность
моего педагогического опыта, я бы ответил,
что
как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему».
А.С.Макаренко

      На этапе революционной перестройки общества нам жизненнонеобходима целостная педагогическая система
А.С.Макаренко. Ибо великий педагог полвека назад
разрабатывал концепцию воспитания завтрашнего дня. Теория
А.С.Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он
талантливо и подвижнически бесстрашно осуществлял беспримерный педагогический эксперимент. Опираясь на
традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, на
идеи классиков марксизма-ленинизма, Макаренко четко заявлял о решающем влиянии
социальной среды, условий труда и отдыха, быта на
формирование мировоззрения и нравственности личности.
Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей. Воспитывает не
только или не столько сам воспитатель, сколько среда.
Своей деятельностью А.С.Макаренко отстаивал идею
динамического единства жизни и воспитания. Занимаясь
воспитанием подрастающего поколения, он
боролся прежде всего за гармоничное развитие личности ребенка. А.С.Макаренко
говорил: дети - это «живые жизни», - и учил относиться к ним как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и
обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Макаренко
сделал важнейший новаторский вывод : педагогически целесообразная организация
всей жизни и деятельности детей в коллективе - это общий
и единый метод, обеспечивающий эффективность
воспитания коллектива и социалистической личности, Макаренко выступал за
широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской
среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию
свободного и творческого развития. И еще очень важная грань воспитательного коллектива -
взаимоотношения педагогов со своими питомцами. Макаренко добивался того, чтобы
они были не авторитарными, а демократичными, основанными
на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности
- в поле, у станка, в классе. В глазах ученика воспитатель - прежде всего член
коллектива, а потом уже старший товарищ - наставник. При этом в коммуне сплошь
и рядом складывались парадоксальные для авторитарного мышления
ситуации : подросток, дежурный по коммуне,
приказывал, а воспитатель приказать не мог, его оружие -педагогическое мастерство. Характер общения в процессе любой совместной
деятельности взрослого и ребенка, в высшей степени демократичен и
гуманен: «С самого начала работы, -советовал Макаренко, - не навязывайте своих
убеждений и как можно меньше старайтесь лезть
с указаниями, дайте полностью инициативу и равняйтесь на мнение большинства, стараясь быть образцовым и авторитетным
товарищем и помощником всякому...»
Вот
она - истинно Макаренковская педагогика сотрудничества! Учитель и ученик, родители и дети - их добрые
взаимоотношения формулируются в совместном созидательном
труде при взаимном уважении к личности,
достоинству каждого - таков краеугольный камень педагогического воззрения А.С.Макаренко.
Идеи великого педагога- новатора развивают,
конкретизируют, дополняют в современных
условиях его духовные наследники - творчески работающие учителя и поднимающиеся до собственных научных открытий
практики -экспериментаторы. На
идеях Макаренко, на его опыте основан и педагогический опыт Василия
Александровича Сухомлинского, «Я глубоко убежден, что наиболее точным
определением было бы следующее : процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве
их идеалов, стремлении, интересов, мыслей,
переживаний», - отмечал Сухомлинский в работе «Разговор с молодым директором». Школа в Павлыше, где работал В,А, Сухомлинский,
неказистое здание, построенное еще до революции : узенькие
коридорчики, разошедшиеся дощатые полы, небольшие классы. В общем, не дворец. И
все-таки дворец, настоящий дворец, если под этим словом понимать нечто
волшебно- счастливое, а не просто пышное.
Дворец, потому что здесь есть все для детской радости,
для радости труда, для радости учения, для радости
встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей
машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться
чистотой и красотой усадьбы. «У нас летом ни одного бурьянчика вокруг школы не растет,
все шелковистые», - говорят дети. Павлышская средняя - это
Дворец пионеров, и станция юных техников,
и станция юных натуралистов, и детская спортивная школа, и музыкальная школа, и детская библиотека, и детский театр
- все детские учреждения, собранные вместе за одним
невысоким забором. Воспитывать на уроках и только на уроках не возможно. Так
считает В.А. Сухомлинский. Воспитатель
должен встречаться с учеником и вне класса. В Павлышской средней школе это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и
ученика. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и
интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в
чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной
деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он
будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие
запретов и наказаний, не станет списывать. Надо дать ребенку чувство гордости, достоинства, разбудить в нем совесть, чуткость
к слову учителя. А для этого надо привести ребенка в комнату сказок,
музыкальную комнату, в мастерскую, на опытную делянку... «Где
Сухомлинсикй нашел таких учителей, как в Павлышской средней?» Сухомлинский
увидел их в обычных учителях, он их вырастил,
он воспитывал их. Впрочем, можно сказать, что Павлышские учителя вырастили Сухомлинского, передали ему свой опыт,
поддержали его, помогли ему. Нет никаких чудес. Точно так же, как все
материальное богатство школы было создано
руками учеников и учителей, точно также и коллектив Павлышской школы создан не особым отбором особо одаренных
воспитателей и педагогов, а трудом
Сухомлинского и его умением объединять и воодушевлять своих сотрудников. Установить единые педагогические требования - это одно,
такие требования разрабатывались и в Павлыше. Но выработать
единые педагогические убеждения -
куда более сложная работа. Сухомлинский взялся за нее, отдавал ей большую часть своих сил и добился успеха.
Если Сухомлинский шел на уроки, то посещал 10-15 уроков,
разбирал каждый в отдельности, а затем всю «систему
уроков» вместе. Если начинает учить молодого учителя, то посещает и
разбирает его уроки, составляет для него задания, дает ему -
одному! - собственные открытые уроки, готовясь к ним также, как если бы он ждал
40 учителей, и делает это не год, не два,
не три - в течении шести-восьми лет! Если Сухомлинский разговаривает с учителем, то не
торопясь, иногда часами.
Но
ведь точно с такой же кропотливостью, серьезностью и абсолютной
требовательностью к самому себе он воспитывал класс, создавал и вел сложное
школьное хозяйство, давал уроки, писал книги, и статьи, работал с родителями... И вот один старый Павлышский учитель (32 года стажа)
задумчиво произносит: - Я на каждый урок иду с
удовольствием... А что еще надо? Просто, чтобы все учителя шли на урок с
удовольствием - В.А.Сухомлинский писал в статье «Воспитание личности в
советской школе». «Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и
учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому
сердцу, это важнейшее условие дружбы,
товарищества учителя и учащихся. Мы добиваемся, чтобы учителя и учеников
объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба
озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому,
разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть
насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые,
а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с
ним можно сравнить с блужданием в потемках».
Об этом же говорила и Н.К.Крупская еще до выводов
Сухомлинского, Она отмечала, что часто у воспитательниц не
хватает умения, они часто, как и большинство
родителей, меряют ребят на свой аршин, не учитывая возрастных особенностей.
Необходимо знать тот материал, над которым работаешь. Необходимо знать возрастные особенности ребят. Без
знания возрастных особенностей ребят можно оказаться в
положении грибоедовского героя: «Шел в комнату,
попал в другую».
Один из секретов Павлышской школы в том, что воспитателей
в ней 25-30 раз больше, чем числится в штате. Это отцы и матери Павлышских
учеников. Извечную проблему «семья и школа»
Сухомлинский решает с той же основательностью,
что и все другие проблемы. В школьно-семейном нашем воспитании он со всей решительностью ставит на первое
место семью, но плохо помогает школе. Нет, он просто берет на
себя, на школу, ответственность за то, каково ребенку в семье, как его
воспитывают, В Павлышской школе есть большой стенд, обращенный к
матерям: «Мать, помни, что ты главный педагог, главный
воспитатель. От тебя зависит будущее общества»,
И затем идут советы: рассказывай детям народные сказки,,. Пусть ребенок любит все живое и красивое... Сызмальства приучайте
детей к труду... Пусть твой ребенок уважает старость... А неподалеку другой стенд с обращением к школьникам:
«Берегите ваших матерей!» И еще один щит: «Без матери нет
ни поэта, ни героя» с фотографиями матерей
Ленина, Чехова, Космодемьянской, Гагарина... Школа поддерживает семью, старается укрепить ее, помочь
ей в воспитании. Взаимопомощь семьи и школы строится на
взаимном уважении, без которого воспитание
как бы «раздваивается» и обе стороны только вносят разлад в душу ребенка.
Школа справедливо требует, чтобы семья укрепляла ее,
школы, авторитет в глазах детей. Но и семья имеет право
требовать от школы, чтобы она укрепляла авторитет
семьи в глазах детей. Вот она педагогика сотрудничества в школе В.А. Сухомлинского, Большой вклад в развитие педагогики сотрудничества вносят
наши современники. Это учителя-новаторы В.Ф.Шаталов, Е.Н. Ильин, И.П. Волков и многие другие. Взять хотя бы область бесконечных дискуссий : что, так
сказать «первое» -воспитание или обучение? А.С.Макаренко
считал, что имеет дело не с «объектом воспитания или обучения», а с «живыми жизнями», организовать которые
педагогически целесообразно. В.А. Сухомлинский видел
перед собой прежде всего человека, а потом
уже школьника; педагоги-новаторы исповедуют ту же веру. Методика обучения детей
по Ильину или Шаталову основывается на воспитательном подходе: судить о ребенке
следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, по его нравственным качествам...
В.Ф.Шаталов
борется за то, чтобы годы детства, отрочества и юности, годы учения стали прекрасной порой созидания, обретения чувств
собственного достоинства. Чтобы дети поверили в себя, почувствовали внимание и
поддержку учителя. Демократизация
обучения у Шаталова имеет зримые очертания; к примеру, самостоятельную работу пишут все, но отметки в журнал
выставляются учителем только при согласии ученика ( способен на
большее - можешь снова выполнить задание)... Более близким к проблемам детского сада является опыт еще
одного педагога - новатора Ш.А.Амонашвили,
работающего с шестилетками, «Сутью нашего экспериментального обучения является
последовательная реализация гуманистического принципа
советской школы, в основе которого -обучение во имя развития личности
школьника; укрепление гуманных, нравственных, коммунистических отношений ( к
людям, природе, труду, окружающему миру); бережное отношение к внутреннему миру
ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его
душевного и духовного потенциала. Учение
- значительная часть жизни ребенка. Поэтому, одну из важнейших своих
педагогических задач мы видим в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а самообучение переживалось
бы ребенком как процесс познания, приносящий радость». В книге «Воспитательная и образовательная функция оценки
учения школьников» Ш.А.Амонашвили отмечает, что в
школе сложилась характерная черта процесса
обучения - императивность. В ее основе лежит предположение о том, что без
принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Императивность обучения
накладывает свою печать на характер деятельности педагога и его отношения к
школьникам. Учитель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает,
диктует. Упражняет, спрашивает, требует, проверяет,
оценивает. Ученики обязаны внимательно слушать, наблюдать,
запоминать, выполнять, отвечать.
Ш.А.Амонашвили приводит в пример некоторые выдержки из
школьных инструкций : «Следует помнить всегда, что ученик не является
развлечением. Он прежде всего - процесс преодоления трудностей, процесс
организованный, упорный и целеустремленный». Он отмечает, что это педагогическая
истина, И задается вопросом: «Что делать педагогу, который помнит и знает, что
учение не является игрой и развлечением, но видит, как неохотно к нему
относится часть детей?». Вот чисто традиционная инструкция по этому поводу :
«Внимание учащихся класса укрепляется живой и вместе с тем, строгой проверкой
многих из них по вопросам, которые даются учителем в
логически последовательном порядке..,
Проверка знаний является мощным средством побуждения ( может быть принуждения) учащихся к более ответственному, а при
систематической постановке проверки и к более систематическому выполнению всех
учебных работ, которые они должны сделать. Работа
по таким рекомендациям превращает единый
процесс обучения в «единство» противоборствующих сил : учителя, движимые самыми
добрыми и возвышенными намерениями и облеченные общественной
властью, заставляют учащихся (разумеется, для их же блага) усваивать знания, учиться, Учащиеся же, которым трудно
полностью осознать
благие
намерения в деятельности педагога, часто воспринимают ее как «нарушение» на свои актуальные потребности и стремятся
по возможности освободиться от этой зависимости». Однако векторы этих сил могут быть направлены к одной
цели, если они возникают на основе обоюдного стремления, с
одной стороны, приохотить ребенка к учению, с другой - познать истину в
совместной заинтересованной деятельности с
педагогом. Такое целостное состояние, образным примером которого является педагогический процесс в школе В.А.
Сухомлинского, к сожалению, не является традиционным;
созидание таких отношений между учителем
и учащимися, как специальная педагогическая задача отличает деятельность
отдельных творчески работающих учителей» - отмечает Ш.А.Амонашвили.
Каждый
новый учебный год начинается для Амонашвили всегда одинаково. Он говорит: «Последние дни августа я до последнего вечера
провожу за свои рабочим столом: обдумываю, планирую,
переоцениваю, подытоживаю, спорю с самим
собой, рисую конкурсы своего педагогического преобразования. Я воспитатель нескольких поколений детей, хочу расти и
развиваться вместе со своими детьми. ... И сидя за своим письменным столом и обдумывая
встречу с моим новым подготовительным классом, я наношу на листок бумаги свою
заповедь: стремясь познать тайну детской души, педагогического
мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и
воспитателя.
Приемы, которые использует Шалва Александрович в своей
практике, мы можем и должны использовать в своей работе
с детьми, они интересны, они замечательны. Ну, например, в красивую, красочную
коробку «собрать» слова родного языка.
Или попытаться угадать слова, которые учитель произносит
медленно и растянуто или шепотом - решая,таким
образом, не одну задачу, а несколько, Это и
развитие слухового восприятия, и фонематического слуха. Такой прием поднимает
интерес к занятию, заостряет внимание ребят.
А такой прием, как положить головы на парты, и вспомнить
что-нибудь очень смешное..., - он заменит любую физ. минутку.
Н а
перемене каждый ребенок найдет себе занятие по душе.
1. Подготовлены скакалки
2. На стене вывешены веселые картинки.
3. На другой стене большой чистый лист бумаги,приготовлены цветные
карандаши «Нарисуй, что хочешь».
4. Приготовлена доска с цветными мелками.
5. Вывешены плакаты с пословицами,поговорками, скороговорками, загадками
6. На отдельном столике - книги,настольные и строительные игры,
шашки, шахматы и т.д.
«И
все это я буду менять,- говорит Ш.А.Амонашвили, - по мере взросления детей... А
также в зависимости от собственной способности сфантазировать и ... приводит к
мысли, что педагог сам должен уметь шалить, чтобы понять педагогику преобразования шалостей своих детей.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать
взрослыми;                       
Надо
принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому;
Надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы
быть гуманным педагогом».
В
своей практике Ш.А.Амонашвили использует и другие, не менее интересные приемы:
это использование на уроке ошибки, сознательно допущенной педагогом. Этот прием заставляет работать, мыслить; а не слепо
верить тому, что говорит педагог. Очень интересно проходят мини-уроки, на них
дети не устают, им не надоедает однообразие, на них нет скуки.
Конечно, подготовка к таким урокам должна быть еще большей. А почему бы и нам не попробовать проводить мини-занятия,
может, отдача на них будет значительнее? Амонашвили заостряет внимание на том. что классы
перегружены. «Если ребенок в классе один - то он никто, и ему становится скучно
жить. Если он среди 25 ребятишек, то он, как и другие,
становится необходимым другим, он уже личность, и ему радостно и интересно
жить. Если же он в классе среди 45 себе подобных, то он просто ребенок, один из
многих, которого плохо знают другие , и он сам тоже мало знает о них и ему
скучно и не интересно».
Большое творчество проявляет Амонашвили в работе с
родителями. На собрании он предлагает родителям подумать и написать , какую
услугу они могут оказать классу.
Он предлагает родителям своего класса 10 заповедей
воспитателя, в которых дает свои рекомендации по воспитанию детей. Вот
некоторые из них: 2. Общение с детьми: радость совместного труда, игры, отдыха.
9.
Чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность… должны руководить
воспитателями. 10. Родители должны отказаться от крика, брани, ущемления
самолюбия ребенка, насмешек, грубости, угроз, принуждения.
Амонашвили говорит о том, что надо убедить родителей в
том, что воспитание - дело не легкое. Для этого дает им открытые уроки,
обсуждает их вместе с родителями. Ведь воспитание - дело общественное, оно
требует гласности. На опыте я убедился: с
родителями, которые посещают мои уроки, я с легкостью нахожу общий язык,
вырабатываю единую стратегию воспитания детей».
Все достижения и трудности на пути развития нашего
общества, как в зеркале отражаются в школьном деле.
В нынешний переломный период не обойтись без глубокого
анализа кризисных явлений в сфере образования, что и было сделано на прошедшем
недавно съезде работников народного образования. На съезде шло обсуждение опыта, наказы коллективов образовательных учреждений, предложения педагогов
и ученых школьников и студентов, родителей, высказались за
создание единой системы непрерывного образования,
демократизацию и гуманизацию всей жизни учебных заведений. Они критически рассмотрели имеющиеся недостатки, предлагали
пути их преодоления. Делегаты продемонстрировали
активный подход к революционному преобразованию школы,
которая должна отвечать высоким требованиям перестройки, охватившей все сферы
жизни нашего общества.
 
Форум образовательного портала ХМАО » Конференции по направлениям » Конференция по актуальным вопросам образования » «Воспитательная работа в ДОУ" (Воспитательная работа в ДОУ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Статистика Форума
Последнии темы Читаемые темы Лучшие пользователи Новые пользователи
«Воспитательная работа в ДОУ" [metod52]

"Логопедическая работа по формированию словоизменения" [metod52]

«Логико-математическое развитие детей" [metod52]

"Значение физических упражнений в развитии дошкольников" [metod52]

Конференции по актуальным вопросам образования [metod52]

Вопрос. [admin]

Стол заказов [admin]

Претензии к СИСАДМИНУ [admin]

[1]>Претензии к СИСАДМИНУ [4]

[2]>Вопрос. [1]

[3]>Конференции по актуальным вопросам образования [1]

[4]>«Логико-математическое развитие детей" [0]

[5]>Стол заказов [0]

[6]>"Значение физических упражнений в развитии дошкольников" [0]

[7]>"Логопедическая работа по формированию словоизменения" [0]

[8]>«Воспитательная работа в ДОУ" [0]

SeregaSnamn [14.07.2018|22:09]

OlgaJidge [13.07.2018|23:20]

Shaylazew [11.07.2018|11:37]

MozOwecerd [11.07.2018|11:02]

AntonPeadlelay [10.07.2018|19:03]

Danielkal [09.07.2018|14:29]

Bogdanbxq [08.07.2018|12:25]

Felay [07.07.2018|05:25]

VodaUNalm [29.06.2018|20:30]

EminA4kA [28.06.2018|01:18]

[1]>admin [80]

[2]>Штром [31]

[3]>WAISER [24]

[4]>Darker [6]

[5]>metod52 [5]

[6]>ЧертЁноК [3]

[7]>Alyonyhka [3]

[8]>Тихоня [1]

[9]>Лёлька [1]

[10]>Serg [1]