Главная страница [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум образовательного портала ХМАО » Конференции по направлениям » Конференция по актуальным вопросам образования » "Логопедическая работа по формированию словоизменения" (Логопедическая работа в ДОУ)
"Логопедическая работа по формированию словоизменения"
metod52Дата: Четверг, 08.10.2015, 21:52 | Сообщение # 1
проверенный
Группа: Модераторы
Сообщений: 5
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: :-(
Доклад "Логопедическая работа по формированию словоизменения у старших дошкольников 
с общим недоразвитием речи"

Происходящие в настоящее время процессы модернизации Российского образования предполагают создание равных стартовых возможностей для подготовки дошкольников к обучению в общеобразовательной школе. Это определяет поиск и внедрение оптимальных путей коррекционной работы для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель логопедического воздействия коррекционной работы - сформировать у дошкольников с общим недоразвитием речи навык словоизменения.  Для формирования словоизменения у детей с ОНР на логопедических занятиях была разработана и апробирована тетрадь игр и заданий по формированию словоизменения«Грамотейка». Акцент при распределении материала в тетради «Грамотейка» сделала не на словарных темах, а на изучаемой грамматической категории (предлоге, падежной форме существительных, согласовании различных частей речи, конструкции фразы и т.д.).  Для этого определила три этапы работы по формированию словоизменения:1) формирование простых и продуктивных форм существительных и глаголов;2) закрепление простых и продуктивных форм существительных, глаголов и прилагательных, понимание сложных и менее продуктивных форм словоизменения;3) закрепление сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения у дошкольников с ОНР: Закрепляла функцию словоизменения у дошкольников с ОНР: 1) в словосочетаниях; 2) в предложениях. Установила последовательность коррекционно-логопедической работы по формированию форм словоизменения в различных типах словосочетаний: В глагольных словосочетаниях:а) предикат + объект,выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);б) предикат + объект,выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке);в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, 
танцует на сцене).В именных словосочетаниях: а) словосочетания,состоящие из существительного и прилагательного (красная машина):б) словосочетания из двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы), со значением совместности (чашка с блюдцем).  В работе над предложением закрепляла формы словоизменения в следующей последовательности (см. приложение 4, раздел 6): 
1. Нераспространенные предложения: подлежащее – сказуемое(Девочка рисует.  Дерево высокое). 
2. Распространенные предложения из трех – четырех слов:а) подлежащее – сказуемое– прямое дополнение (Девочка рисует дом);б) подлежащее – сказуемое– прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);в) подлежащее – сказуемое– обстоятельство места (Дети играют в саду); г) подлежащее – сказуемое- дополнение - обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);д) подлежащее – сказуемое– дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).3. Предложения с однородными членами. Дифференциацию каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе проводила в следующей последовательности: 
1. Сравнение предметов,признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий. 
2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи. 
3. Соотнесение выделенного значения с флексией (с окончанием слова). 
4. Фонематический анализ выделенной флексии. 
5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы). 
6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях. 
7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи. Например, при дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже, вначале предлагаю детям картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Даю задание: - возьмите картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Прошу детей распределить картинки:  в верхний ряд -  поместить картинки с изображением одного предмета, в нижний ряд - картинки с изображением нескольких предметов. Прошу детей уточнить, чем отличаются серии картинок?  Далее дети называют картинки нижнего ряда (например, слоны,столы, шарфы, шкафы…) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов. 
После повторного называния детьми слов второго ряда задаю вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?» (Звук Ы). Сравниваем пары слов: стол – столы…. Определяем их различие по семантике (стол – один предмет, столы – много предметов) и по звучанию.  Подвожу детей к самостоятельному выводу: в конце слов,обозначающих много предметов, слышится звук Ы (стол-ы, слон-ы и т.д.). 
Показываю соответствующую букву.  Детям предлагаю другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов, называю слово в единственном или множественном числе, а дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи показываю картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе. Работая по тетради «Грамматейка» на индивидуально-подгрупповых занятиях, при необходимости, использовала различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях.  В соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы определила последовательность формирования словоизменения существительных и сделала подборку игр для фронтальных и подгрупповых занятий (см. приложение 3): 
а) дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.- с окончанием –ы (стол –столы).- с окончанием –и (мяч –мячи).- с окончанием –а (дом –дома).- с окончанием -йа (стул– стулья).  Дифференциацию существительных именительного падежа единственного и множественного числа провожу на основе игры «Один – много». 
б) формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.   В процессе работы с существительными в именительном  и винительном падежах обращаю внимание детей на дифференциацию значений одушевленности - неодушевленности. Для закрепления значений одушевленности и неодушевленности предлагаю отобрать картинки, на которых изображены живые существа (предметы), или отобрать картинки, к которым можно поставить вопрос «кто?». На индивидуально-подгрупповых занятиях по формированию словоизменения с использованием тетради игр и заданий «Граматейка» формировала у детей умение употреблять беспредложные конструкции существительных единственного числа. Приведу примеры некоторых игр: «Живые – неживые слова», игра «Кто? Что?», игра «Будь внимателен» (для образования форм винительного падежа), игра «Бюро находок» (для образования форм дательного падежа), игра « Чем я могу помочь?» (для образования форм творительного падежа). В игре «Нет кого?» детям предлагала отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже. в) овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа. Например, в  игре «Закончи предложение» дети упражнялись в образовании формы винительного падежа. Предлагая детям поиграть в игру «Сказка», давала задание закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.   В логопедической работе на фронтальных занятиях оптимизировала некоторые варианты известных логопедических игр. Для этого изготовила демонстрационные карты и  применила их в коллективной 
работе с детьми (на фронтальных занятиях) при формировании падежных конструкций в и играх: «Кто с кем? Кто с чем?» - для образования форм творительного падежа, «Еда для животных» - для образования форм предложного падежа (см. приложение 3).в) формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа у детей отрабатывала в игровой форме: «Угости зверей» (для образования форм дательного падежа), «Путешествие» (для образования форм творительного падежа), «Кто, где живет?» (для образования форм родительного падежа), «Здравствуйте!» (для образования форм винительного падежа). 
д) формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа. Их усвоение провожу так же, как и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа. Формирование словоизменения глагола у детей проводила, начиная с первого этапа работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Словоизменению глагола, его согласованию с существительным уделила в коррекционной работе особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). При проведении фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятий  использовала речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - говорят, молчит - молчат, поет - поют, звенит - звенят, стучит - стучат, гремит - гремят, плачет - плачут, стонет - стонут, чистит - чистят, прыгает - прыгают, бросает – бросают и т.д.  Определила последовательность индивидуально-подгрупповых занятий по формированию словоизменения глагола: 
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе.а) Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа. Приведу примеры некоторых игр, которые использовала на индивидуально-подгрупповых занятиях: «Дружные ребята» (ед. и мн. число), «Ответь на мои вопросы» (3-е лицо, единственное число). Задавая вопрос, например, «Что, делал мишка?» или «Что делала кукла?», указываю на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимениями он, она, они, жестом показываю сразу две картинки. 
2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Для этого на индивидуально-подгрупповых занятиях использовала игры и игровые упражнения -   «Что спросила мама» (1 - 2-е лицо, единственное число),  «Послушный ребенок» и другие. 
3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе: а) глагол + существительное мужского рода, б) глагол + существительное женского рода, в)глагол + существительное мужского рода, б) глагол + существительное среднего рода, в) дифференциация глаголов мужского, среднего и женского рода.         Работу по обучению детей правильному согласованию прилагательных начала с согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа: - формы мужского рода (с ударным окончанием голубой, большой,меховой; с безударным окончанием добрый,вкусный, белый);- формы женского рода (с ударным окончанием голубая, большая,меховая; с безударным окончанием добрая,вкусная, белая ), - затем формы среднего рода (с ударным окончанием голубое, большое,меховое, с безударным окончанием вкусное,белое, красивое).         Затем продолжила отрабатывать с детьми согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:- в беспредложных конструкциях;- в предложных конструкциях;         Далее детей учила согласованию прилагательных в косвенных падежах множественного числа:- в беспредложных конструкциях;- в предложных конструкциях;  На индивидуально-подгрупповых занятиях закрепляла согласование прилагательного с существительным сначала в словосочетаниях, далее - в предложениях различной структуры.  Приведу пример последовательности работы по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существительными в роде и числе.   Работу осуществляла с помощью картинок или игрушек и объясняла,что все названия предметов можно разделить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подходящее слово: он, она, оно или они. Предлагала детям разложить картинки на две группы. «Вот груша. Слово «груша» можно заменить словом она. Предметы, о которых мы говорим она, будут составлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о которых мы говорим он, будут составлять вторую группу».  Чтобы помочь детям в правильном соотнесении существительных с местоимениями он, она, обращаю внимание на то, что если слово как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д.), то его можно заменить словом он 
(которое тоже как будто «обрывается»). Если же слово можно «тянуть» (мам-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.    Продолжала работу с существительными среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа названий. Для начала использовала картинки, в названиях которых окончание стоит под ударением (колесо, ведро, окно), а затем добавляла и остальные.  На заключительном этапе объясняю, что, когда предметов два и больше, про них можно сказать «они». Перед детьми выставляю две группы картинок (он, она). Беру картинку из группы предметов «она» (например, тарелку) и спрашиваю,выделяя голосом окончание -  йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления использую условно-графическую запись ____я,  объясняя, что полоса– это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая, слышится йа. Прошу запомнить эту букву, затем помещаю полоску бумаги с буквой я под картинками группы «она».          Такую же работу проводится с группой предметов «он» и буквой й (_____й) с теми детьми, которые не запомнили используемые буквы. На индивидуальных и подгрупповых занятиях  с детьми закрепляем графический образ букв. На каждом занятии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной группы, например, «он», затем ряд картинок группы «она».Только после этого дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного. Потом картинки этих двух групп показываю вперемешку. Такой прием позволяет лучше освоить систему согласования. Работа с группой картинок «оно» провожу по прежнему образцу (______е).  Убираю слово-полоску и продолжаю работу на материале одних картинок. Аналогичную работу провожу и с картинками группы «они».  При автоматизации навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе составила задачу заключительного этапа работы по словоизменению прилагательных. Закрепляла и автоматизировала правильные (нормативные) варианты словоизменения в словосочетаниях и предложениях. Для этого на каждом этапе проводила ряд занятий по разработанной мной тетради «Грамотейка». Количество занятий определяла индивидуально на каждого ребенка. Использовала в работе графические схемы-модели предложений, карточки для работы с предлогами и предметные картинки. На первых занятиях основное внимание уделяла словам-действиям. Уточняла лексическое значение глагола и привлекала внимание к правильному 
согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. На индивидуальных занятиях учила детей правильно отвечать на мои вопросы. Подачу материала дозировала. На одном занятии предъявляла не более 5-6 двусторонних картинок.   На втором этапе учила детей составлять предложения их трех слов без предлогов по графической схеме-модели предложения (приложение 4, раздел 6) На фронтальном занятии знакомила детей с новой графической схемой-моделью предложения. Вместо первой звёздочки слева в графическую схему предложения предлагала подставить картинку, про которую можно спросить: «Кто это? » (девочка), а вместо второй звёздочки слева - любую из оставшихся картинок. А затем ответить на вопрос: «Что кушает девочка?» Дети отвечали на вопрос и проговаривали всё предложение целиком («Девочка кушает суп» ).  Параллельно с составлением предложений по предложенной конструкции учила детей правильно со­гласовывать имя существительное с глаголом 
3-го лица прошедшего времени (отрабатывала правильное упот­ребление глаголов совершенного и несовершенного вида).  Таким же образом проводила занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами во множественном числе.  В конце занятия проводила работу с деформированным предложением: предлагала ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Хлеб кушает девочку. («Девочка кушает хлеб»)».         На третьем этапе работы - учила детей составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. Упражнения на составление предложение по универсальным карточкам, предложенным в тетради «Грамотейка» проводила с детьми как индивидуально, так и во время подгрупповых и фронтальных занятий. На любом занятии в работе - одна конструкция.  Закрепление формирования словоизменения с детьми с использованием игр и заданий из тетради «Грамотейка» продолжали на индивидуальных занятиях воспитатели и родители, которые в этот же день вечером выполняли с детьми необходимое упражнение.   Повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования грамматического строя речи способствовали подготовленные мной консультации: для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования словоизменения»,  для родителей «Грамматика для дошколят».  Разработанная и апробированная мною тетрадь – практическое пособие по грамматике, дало возможность сформировать функцию словоизменения у детей с ОНР благодаря взаимодействию всех участников коррекционно-педагогического процесса – учителя-логопеда, воспитателей логопедической группы, родителей.    Рассматривая картинки и отвечая на вопросы к ним, дети в процессе игр постепенно усвоили смысл каждой грамматической формы и научились правильно употреблять их в собственной речи. Достоинством данной тетради является то, что для проведения с ребенком 
описанных в ней игр не требуется дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации и предметные картинки к играм приводятся в тетради. 
Список литературы 
1.     Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2003. 
2.     Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2002. 
3.     Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
 
Форум образовательного портала ХМАО » Конференции по направлениям » Конференция по актуальным вопросам образования » "Логопедическая работа по формированию словоизменения" (Логопедическая работа в ДОУ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Статистика Форума
Последнии темы Читаемые темы Лучшие пользователи Новые пользователи
«Воспитательная работа в ДОУ" [metod52]

"Логопедическая работа по формированию словоизменения" [metod52]

«Логико-математическое развитие детей" [metod52]

"Значение физических упражнений в развитии дошкольников" [metod52]

Конференции по актуальным вопросам образования [metod52]

Вопрос. [admin]

Стол заказов [admin]

Претензии к СИСАДМИНУ [admin]

[1]>Претензии к СИСАДМИНУ [4]

[2]>Вопрос. [1]

[3]>Конференции по актуальным вопросам образования [1]

[4]>«Логико-математическое развитие детей" [0]

[5]>Стол заказов [0]

[6]>"Значение физических упражнений в развитии дошкольников" [0]

[7]>"Логопедическая работа по формированию словоизменения" [0]

[8]>«Воспитательная работа в ДОУ" [0]

CharlesIntar [14.05.2018|09:46]

MichaelHance [13.05.2018|16:35]

Loreentef [12.05.2018|17:43]

Terryjeozy [10.05.2018|05:34]

gisparsbiz [13.04.2018|02:37]

Josepol [29.03.2018|18:46]

Jeseabensusly87 [29.03.2018|17:10]

ArrermChorm87 [29.03.2018|16:32]

Konvers77Got [27.03.2018|23:12]

Cegrermblub87 [25.03.2018|19:40]

[1]>admin [80]

[2]>Штром [31]

[3]>WAISER [24]

[4]>Darker [6]

[5]>metod52 [5]

[6]>ЧертЁноК [3]

[7]>Alyonyhka [3]

[8]>Тихоня [1]

[9]>Лёлька [1]

[10]>Serg [1]