Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49367
» Новых за месяц: 0
» Новых за неделю: 0
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 41
Комментариев: 157
Материалов: 478
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 127
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » 2014 » Октябрь » 27 » Задержка психического развития и вспомогательные нетрадиционные способы преодоления ее.
19:20
Задержка психического развития и вспомогательные нетрадиционные способы преодоления ее.

Автор статьи: Колосова Юлия Сергеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ 3 г. Красноярск
Задержка психического развития и вспомогательные методы преодоления ее.
1) Актуальность темы: задержка психического развития - один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему.
2) Статистика: В 1980-1981 учебном году существовало 4 специальных школы для детей с ЗПР, в которых обучалось до 1 тысячи учащихся, к 2001-2002 учебном году количество таких школ увеличилось до 122, а количество учащихся возросло до 19 тысяч. В 2011-2012 учебном году количество детей с ЗПР составило 40 тысяч (по данным Баенской).
3) Определение: Заде́ржка психи́ческого разви́тия — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
4) Основные нарушения при ЗПР:
• развитие мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы;
• неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности;
• преобладание игровых интересов;
• неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания;
• неспособность к умственному усилию и напряжению;
• недоразвитие произвольных видов деятельности.
5) Классификация ЗПР по Лебединской:
В 50 - х годах ХХ века в соответствии с новой политикой нашего государства (необходимы были высоко квалифицированные кадры) усложняются учебные программы, следовательно, появляется огромное количество неуспевающих и большая часть дети с ЗПР. Уже в 70 - х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как: Сухаревой Груней Ефимовной, Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем. Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация. ЗПР – это задержанный темп созревания психики, проявляющийся на ранних стадиях обучения (до поступления в детский сад отклонение незаметно).
Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития, то есть, классификация можно считать этиологической.
1.ЗПР конституционального происхождения.
По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа наблюдается:
• Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития.
• Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет).
• Повышенный фон настроения.
• Непосредственность и яркость эмоций.
• Легкая внушаемость.
• Незрелость личности ребёнка.
• Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)
Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом.
Такие дети: маленькие, щупленькие.
Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д). Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.
У детей данного типа наблюдается:
• Неуверенность в своих поступках
• Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность)
• Низкий уровень коммуникативной сферы.
Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.
3. ЗПР психогенного происхождения. Данный этап связан с неблагоприятными условиями воспитания. Неблагоприятные условия окружающей неблагоприятно влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам психологической сферы. Такие дети очень ранимы, неуверенные в себе, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.
4. ЗПР церебрально – органического происхождения. Более 90% дети такого типа. Данный тип очень сложно корректируемый. У детей данного типа наблюдается: инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы. Дети отстают в программе по обучению.
6) Причины ЗПР
Причинами задержки психического развития могут быть тяже¬лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль-ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан¬тилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой¬ства невротического характера, связанные, как правило, с край¬не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.
По данным Американской ассоциации по изучению повреж¬дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со¬ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож¬дения до 3—4 лет.
Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы¬вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет¬стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы¬вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже¬ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра¬женных случаях на протяжении всей жизни.

7) Пути преодоления ЗПР: хромотерапия, рыдающее дыхание, использование хаст.
8) Хромотерапия
Хромотерапией еще в древности занимался Авиценна, Аристотель, Леонардо да Винчи. Целители Аюрведы считают, что волновые вибрации основных цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность.
В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу. Цвет действует на людей даже с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета пульс у них учащается, в среде различных оттенков синего замедляется, а пациентом овладевает сонливость.
Существует три метода применения цвета для лечения
Метод 1. В зависимости от органа, на который направлено лечение, возьмите лист бумаги размером примерно 40-40 см, окрашенный в нужный вам цвет. Сядьте на расстоянии 1 – 1,5 м от него и смотрите на лист в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал сигнал мозгу, оттуда он поступил в центральную нервную систему, а от нее – к тому органу, на который цвет оказывает наиболее сильное воздействие.
Метод 2. Это более простой способ. Но подойдет он для тех, кто обладает хорошо развитым воображением. Сядьте, закройте глаза и постарайтесь представить, что помещение, в котором вы находитесь, окрасилось в тот цвет, который необходим вам для воздействия на выбранный орган. Можно представлять цвет в виде зрительных образов, таких как синее море, голубое небо, зеленая трава, оранжевый апельсин и т.д. Такая цветовая медитация должна продолжаться от 10 до 20 минут.
Метод 3. Можно приобрести в магазине цветные лампы и по мере необходимости вкручивать лампу нужного вам цвета в любой источник света (например, в настольную лампу). Другие источники света при этом должны быть выключены. Таким методом можно пользоваться в течение 2-3 часов, занимаясь при этом любым делом.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли.
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма
Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета.
Я использую хромотерапию на групповых и индивидуальных занятиях в виде лава ламп, цветных карточек, цветных стеклышек, карандашей, красок. Дети смотрят на необходимый цвет, он подбирается индивидуальное с учетом характера ребенка, его настроения, эмоций и вида нарушений.
Цели хромотреапии: совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Обучение детей расслаблению, нормализация кровообращения, развитие ВПФ.

9) Рыдающее дыхание.
Автор этой методики Вилунус Юрий Георгиевич.
Суть методики в постепенной выработки длительного выдоха (т.т. вдох остается коротким и выдох в 3 раза длиннее).
• При рождении у 90 % детей уже неправильное дыхание, т.е. выдох короткий, причина этому слабые мышцы легких.
• В условиях неправильного газообмена кислород соединяется с гемоглобином и не отсоединяется от него, вследствие этого кислород не доставляется в клетки органов. В органы попадает лишь небольшая часть кислорода, недостаточная для их нормальной работы.
• Суть методы: два вида дыхания- поверхностное и умеренное.
• ПОВЕРХНОСТНОЕ: ВДОХ НА ВСХЛИПЫВАНИЕ, ВОЗДУХ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ВО РТУ, ВЫДОХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ 4 СЕКУНДЫ, ПАУЗА 3 СЕКУНДЫ.
• УМЕРЕННОЕ ДЫХАНИЕ: ВДОХ НА ВСХЛИПЫВАНИЕ, ВОЗДУХ НАПОЛНЯЕТ ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ ЛЕГКИХ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ ВЫХОД 4 СЕКУНДЫ, ПАУЗА 3 СЕКУНДЫ.
Такое дыхание в течение 3 месяцев приносит положительные результаты: дети активно запоминают и используют материал, изучаемый на занятиях, становятся более активными, реже болеют, обучаются концентрировать свое внимание, не отвлекаются на занятиях.

Использовала я его на индивидуальных занятиях, так как оно требует полной концентрации педагога на ребенке, во избежание ошибок при его выполнении.

10) Один из распространенных спо¬собов оздоровления в Индии — муд¬ры. Для того, чтобы практиковать их, требуются специальные условия. Хасты (опреде¬ленные комбинации пальцев), вы можете научить детей выполнять не только на своих занятиях, но и во время про¬гулки, в метро.
Что могут мудры:
•мудра помогает обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие;
•мудра устраняет хроническую усталость и чувство тревоги;
•мудра значительно улучшает эмоциональное состояние человека;
•мудра избавляет от страха и гнева;
•мудра способствует покою в сознании;
•мудра облегчает и излечивает многие заболевания;
•мудра благотворно воздействует на весь организм человека.

Большинство хаст дает немедленный эффект - вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Хасты выполняются одновремен¬но двумя руками, без напряжения. Положение тела при этом должно быть свободным. Спина — прямая, голова приподнята. Пальцы жела¬тельно направлять вверх. Поза фиксируется в течение 20-30 секунд (двух-трех циклов дыхания).
Я использую в основном две хасты в коррекционной работе с детьми:
хаста ЗНАНИЯ
Указательный палец соединить с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать. Хаста благотворно влияет на работу мозга, улучшает память и способствует развитию концентрации, снимает эмоциональное напряжение, устраняет тревогу, страх, беспокойство, позволяет быстро выйти из депрессии.

Хаста Шакья-Муни
Образ Будды Шакья-Муни – один из самых известных и распространенных на Востоке. Его, как правило, изображают восседающим на троне из алмазов, и он достиг просветления.
Выполнение подобной хасты благотворно влияет на организм человека в случае, если имеется сосудистая патология головного мозга и депрессия.
Выполняется она достаточно просто. Необходимо соединить безымянный и указательный палец на правой руке с одноименными пальцами на левой руке. Средние пальцы и мизинцы обеих рук также соединены, их не сгибают. Большие пальцы смыкаются боковыми поверхностями, руки свободно расположены и не напряжены.

Использованная литература:

1) Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М., 1973.
2) Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
3) Забрамная С. Д От диагностики к развитию. - М., 1998.
4) Золотарев. Ю.Г. Целительные мудры. Практические советы самооздоровления и самоспасения. Опыт применения. - СПб, 2002 .
5) Сельченок К. Новое цветолечение.-М., 2007.

Категория: Наука и образование | Просмотров: 1391 | Добавил: qwer | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Суббота
17.11.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...