Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49367
» Новых за месяц: 0
» Новых за неделю: 0
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 41
Комментариев: 157
Материалов: 479
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 128
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » 2018 » Ноябрь » 4 » Статья "Система методов вокально-хоровой работы с детьми младшего школьного возраста".
20:07
Статья "Система методов вокально-хоровой работы с детьми младшего школьного возраста".
Система методов вокально-хоровой работы с детьми младшего школьного возраста.
Методы, связанные с вокальным исполнительством, опираются на процессы мышления, хотя и относятся, главным образом, к автоматическим видам деятельности.
В процессе вокальной работы используются следующие методы: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, метод мысленного пения, сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.
Концентрический метод. Этот метод можно считать универсальным, так как он лежит в основе методичес¬ких систем различных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.
Концентрический метод широко используется в современ¬ной вокальной практике, основанной на ряде положений:
1) плавное пение без придыхания;
2) при вокализациях на гласную, например «А», должна звучать чистая фонема, без «га-га»;
3) непринужденность и свобода голосообразования;
4) умеренно открывать рот при пении;
5) не делать никаких гримас и усилий;
6) петь не громко и не тихо;
7) уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;
8) петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;
9) без рогtаmеntо и некрасивых «подъездов» прямо попадать в ноту;
10) соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, арпеджио и гаммы;
11) нельзя допускать усталости, так как она, кроме порчи голоса, ничего не принесет. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа — без него.
Фонетический метод. Каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия работы голосовых складок, что сказывается на тембре голоса.
Пение гласных в той или иной последовательности всегда должно преследовать ту или иную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Кроме того, большое значение для тембра имеет манера артикуляции: степень открытия рта, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, положение губ и пр. Артикуляция каждого гласного звука может быть ярко выраженной или нивелированной на основе какого- то единого для всех гласных переднего и заднего их уклада, например «на улыбке» или округлыми губами. Это в какой-то мере стабилизирует объем полости рта, что создает схожие акустические условия для формирования фонетических и тембральных характеристик гласных на уровне источника звука и на выходе рта.
Расположение артикуляционных органов, специфическое для каждой фонемы, связано с соответствующей энергетической затратой подскладочного воздуха.
От способа и манеры артикуляции зависит окраска голоса, темная или светлая, близкая или далекая вокальная позиция, открытое или прикрытое, «пестрое» или выровненное звучание гласных по тембру и т. п.
Зная взаимосвязи работы артикуляционного аппарата и гортани, можно целенаправленно управлять многими качествами тембра.
Первая задача в вокальной работе — это научить тянуть звук, петь легато. Вокализация на различных гласных (чаще всего У, О, А) используется и при впевании песен¬ного материала, что весьма целесообразно для выработки кантилены, формирования навыка удерживать гортань в стабильном положении при смене высоты тона с целью выравнивания тембрового звучания голоса.
Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным. Значительное место работе с детьми занимает метод вокальной иллюстрации или показ учителя и воспроизведение детьми на основе подражания наряду с методами воздействия на их сознание. Оба метода взаимодополняют друг друга.
Но даже воспроизведение по подражанию должно быть осознанным детьми. Признавая неоспоримое значение в вокальной практике метода подражания, мы отвергаем те из них, которые сводятся к простым внешним повторениям.
В певческой практике следует различать подражание в вокально-технической и художественно-исполнительской работе с учащимися.
В вокально-технической работе этот метод неизбежен, хотя и в меру необходимости. Метод показа и подражания не повредит при наличии однородности голосов учителя и уче¬ников, а в противном случае злоупотребление им недопусти¬мо. На это имеются свои причины, связанные с регистровым звучанием голоса.
Особенно не следует увлекаться методом показа и подражания художественно-исполнительских моментов, способов выразительности. Целесообразнее воздействовать на эмоциональную сферу учеников, заставив их прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия анализа музыки и текста. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогают учащимся находить соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу — это путь к развитию мышления, проявлению самостоятельности и творчества детей.
На первом этапе вокально-технической работы данный метод преобладает, а в дальнейшем он используется минимально. Показ учителя направляется лишь на раскрытие сущности певческого приема. Ученик должен сам найти нужные внутренние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи. А это возможно только при условии если исполнительская задача детьми понята. Исполнительский прием для ученика будет органически вытекать из цели как результат, который легко закрепляется.
Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным — путь творческого развития учащихся: от подсознательного подражания к осмыслению художественного образа и осознанному поиску вокальных приемов и способов исполнения.
Метод мысленного пения. Данный метод используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах.
Использование мысленного пения даже на первом этапе работы имеет смысл, так как оно выполняет роль активизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового эталона. Оно лишь подготавливает почву для более успешного вокального обучения, но ни в коем случае не подменяет вокальную тренировку, ибо научится правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в процессе самого пения. Иначе говоря, интонация может улучшиться только при условии попыток реально воспроизвести заданную высоту, когда путем проб и ошибок ребёнок будет стараться подстроиться своим голосом к тому что он слышит извне и представляет мысленно.
Использование метода внутреннего пения связано с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления и не только высоты тона, а и всех вокально-исполнительских компонентов.
Мысленное пение учит внутренне сосредоточиваться, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения, делает слуховое внимание направленным.
Слуховое восприятие учащихся особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным вос¬приятием, когда дети наблюдают за мимикой, способом ар¬тикуляции и дыхательными движениями учителя. Кроме то¬го, качества звучащего эталона можно отразить, как бы смоделировать при помощи различных видов записи: графи¬ческих, схематических, рисуночных, нотных или показать их рукой.
Таким образом, мысленное пение можно считать основой формирования вокально-слуховых представлений и совершен¬ствования слухо-двигательных связей и рассматривать как один из наиболее эффективных методов разучивания, повторе¬ния, исполнительского усовершенствования вокального репертуара, усвоения новых вокальных приемов или трудно итонируемых оборотов в пении, а также как форму самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.
Метод сравнительного анализа. В практике вокального воспитания детей метод сравнительного анализа нашел широкое применение. Он используется с первых же уроков, когда дети должны научиться давать эстетические оценки певческому звуку: например, красивый он или некрасивый. Сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся понимать и дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокального исполнения, отличать правильное звукообразование от неправильного.
Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.
Методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению.
Все перечисленные методы, используемые в вокальной практике, не исключают, а взаимодополняют друг друга.
С общедидактической точки зрения к ним же относятся следующие методы и приемы:
1) наглядный метод (слуховой и зрительный);
2) словесные методы (беседа, обсуждение характера музыки, способов исполнения; объяснение теоретических зна¬ний, обобщение, введение новых понятий, специальной тер¬минологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в процессе поиска нужных мышечных ощущений при пении; оценка исполнения; анализ недостатков; вопросы, поощре¬ния, указания, уточнения и пр.);
3) методы повторения вокальных упражнений, песенного
материала (индивидуальные, групповые, хоровые);
4) движение под музыку как метод удовлетворения пот¬ребности в двигательной активности детей является для них отдыхом от статического положения на уроке, внося разно¬образие в занятия, вызывая интерес к музыкальной деятельности.
Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных общностью задач и подхода к их решению.
Приемы развития слуха направлены на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений. Среди них:
• прием вслушивания в показ учителя, анализ услышан¬ного;
• сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора правильного из них;
• введение понятий о качествах певческого звука и эле¬ментах музыкальной выразительности;
• слуховой анализ и оценка после прослушивания но¬вых произведений и собственного исполнения;
• использование детских музыкальных инструментов для
активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
• повторение отдельных звуков за инструментом;
• подстраивание высоты своего голоса к звуку камерто¬на, рояля, голосу учителя или группы детей, с наиболее раз¬витым слухом и голосом;
• пение «по цепочке»;
• отражение способов звукообразования в движениях рукой;
• моделирование направления движения мелодии при по¬мощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной за¬писи;
• пение по записи и ручным знакам;
• пение без музыкального сопровождения;
• настройка на тональность перед началом пения;
• устные диктанты;
• задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качества звука и пр.;
• вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях;
• смена тональности в процессе разучивания и исполнения песни с целью поиска наиболее удобной для пения, когда
голоса детей звучат наилучшим образом;
• письменные и устные задания на анализ качеств
вокального исполнения и способов звукообразования;
• выделение слухом отдельных звуков из нескольких,
одновременно звучащих (интервала, трезвучия, септаккорда)
и воспроизведение их в мелодическом и гармоническом изложении и др.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
• представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом;
• пропевание песен легким стаккатированным звуком на
гласную «У» с целью уточнения интонации при переходе со
звука на звук и снятия форсировки;
• вокализация песен на какой-либо слог (чаще всего
«лю») или гласный звук с целью выравнивания тембрового
звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки
и пр.;
• выработка активного рiаnо как основы воспитания детского голоса;
• произвольное управление дыхательными движениями;
• при пении восходящего интервала верхний звук сопровождается легким втягивающим движением живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для производства более высокого тона;
• приподнятие верхней губы в процессе пения, как при спокойном положении губ в «полуулыбке», с целью нивели¬рования гласных, приближения вокальной позиции и пр.;
• расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что способствует активизации мягкого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резонатора;
• произношение текста песни активным шепотом на крепом выдохе, что вызывает ощущение опоры на дыхание, активизируя дыхательную мускулатуру;
• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном
пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует
артикуляционный аппарат и пр.;
• декламация текстов песен, которая рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными напряжениями. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т. е. является приемом развития образного мышления детей, что лежит в основе выразительности исполнения;
• нахождение главного по смыслу слова во фразе, при¬думывание названия к каждому новому куплету песни, отражающее основной смысл содержания;
• вариативность заданий при повторении упражнений и
впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональнос¬ти, эмоциональной выразительности;
• сопоставление песен, различных по характеру, что оп¬ределяет их последовательность как на уроке, так и на кон¬церте.
Основные приемы психолого-педагогичес¬кого воздействия на учаЩихся:
• для активизации познавательной деятельности учени¬ков используют запись в виде плакатов основных правил
пения, а также самоконтроль и самооценку в процессе вокального исполнения;
• вопросы, создающие для детей поисковые ситуации, что
стимулирует их мыслительную деятельность;
• соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;
• юмор как способ стимулировать положительные эмоции на уроке, повышающие работоспособность учащихся;
• различные индивидуальные задания и рисунки детей на темы исполняемых песен для усиления их эмоциональной отзывчивости;
• одобрение и поощрение, выражение радости со стороны учителя при виде успехов учеников с целью их стимуляции;
• использование легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
• направленность певческой деятельности на какое-то общественно полезное мероприятие с целью мотивации процесса обучения и пр.
Итак, использование комплекса данных методов и приемов направленных на формирование и развитие основных качеств певческого голоса и музыкального слуха детей путем стимулирования прежде всего внимания, активности, сознательности самостоятельности, позволяет осуществлять такие умственные операции, требующие анализа, как: сравнение, сопоставление, обобщение, различение, узнавание.
Категория: Наука и образование | Просмотров: 42 | Добавил: kalina1982 | Теги: школьного, работы, вокально-хоровой, детьми, младшего, Статья, система, методов, возраста. | Рейтинг: 0.0/0
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Вторник
23.04.2019

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...