Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49348
» Новых за месяц: 6
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 41
Комментариев: 157
Материалов: 478
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 127
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » 2016 » Октябрь » 10 » Опыт работы Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и мнемотехники
09:12
Опыт работы Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и мнемотехники

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

«Эффективные технологии формирования универсальных учебных навыков».

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и мнемотехники

учитель-логопед Белых О.Б. МАДОУ города Нижневартовска ДС №21 «Звездочка»

Введение
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость речевого развития детей в процессе образовательной деятельности.
От уровня овладения связной речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Это объясняется тем, что речь - по выражению С. Л. Рубенштейна, является способом формирования и формулирования мысли, а также средством сообщения, социальной связи и воздействия на окружающих.
Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседу с ребенком не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. Специальными исследованиями установлено, что дети старшего дошкольного возраста отстают в овладении связной речи. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы героев мультфильмов, телевизионной рекламы, разнообразных реалити - шоу.
Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития связной речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Чтобы сделать обучение осознанным, доступным и эффективным, необходимо применять нестандартные подходы, учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные современные методики, направленные на развитие связной речи. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, и проанализировав результаты обследования особенностей монологической речи у детей, пришла к выводу: о необходимости систематизировать и апробировать методы, облегчающие формирование у детей связной монологической речи. Учитывая это, целью моей деятельности стало формирование связной монологической речи дошкольников средствами наглядного моделирования и мнемотехники.

2. Основная часть.

2.1. Научно-теоретические основы обучения связной монологической речи с использованием метода наглядного моделирования
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении с взрослыми, лег¬ко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.
Ряд исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.А. Миронова и др.) утверждают, что развитие связной речи – одна из важнейших задач развивающей работы с детьми и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической и специальной методической литературы. По мнению профессора А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
Монологическая речь понимается, как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог - наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказываний, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь монолог как целое». (А. А. Леонтьев).
Вопросы формирования монологической речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньковской, Т. А. Ладыженской, С. М. Лаврик и др. авторы отмечают, что в преддошкольном детстве речь ребенка осуществляется в диалогической форме и носит ярко выраженный ситуативный характер.
В возрасте 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как дети к этому времени в основном усваивают морфологический, грамматический, синтаксический строй родного языка (А. Н. Гвоздев, В. К. Лотарев). Исследованиями (Л.С. Выготского, А.Р.Лурия) доказано, что полноценное овладение детьми навыков монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Многолетние исследования Т.А.Ткаченко показали, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов.
Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода».
Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась известным педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, так же он отмечал, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Актуальность использования схем и знаковых моделей в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, дети дошкольного возраста учатся выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
О.С. Ушакова рассматривала язык и речь «как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций».
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Исследованиями Н. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, установлению отношений между условными заместителями. Это составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования, моделирования и схематизации.
Ребенок с детских лет привыкает говорить о том, что видит перед собой непосредственно, мыслит образно, конкретно. Использование богатой зрительной памяти дошкольников - залог успешного обучения на любом возрастном уровне. Именно это положено В. Ф. Шаталовым, педагогом-новатором, в основу технологии интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала, который разработал и воплотил на практике систему учебной деятельности, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на занятии.
По мнению психологов, педагогов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи (ОМ. Дьяченко, В.П. Глухов, ТА Ткаченко и др.). Moдели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике.

2.2. Описание педагогического опыта работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и мнемотехники
Начиная работу с детьми, было проведено исследование актуального состояния речевого развития детей и по следующим критериям: умение составлять перессказ; умение составлять описательный рассказ. Проведенное обследование показало
50% детей справились с заданием при составлении текстов-описаний по серии сюжетных картин.
46% детей - описания отличались скудным содержанием, малочисленным перечислением признаков, свойств, качеств, действий; часто отсутствовала завершающая описание итоговая фраза, дающая оценку предмету.
48% детей справились с заданием при составлении повествовательных текстов по картине.
54% - часто нарушали структуру повествования, что приводило к перестановки его элементов и нарушению последовательности изложения событий. Нередко заменяли распространенные предложения на ряд двухсловных, встречались текстовые повторы, свидетельствующие о затруднении в планировании высказывания.
46% детей составили рассказ об игрушках.
44% детей - составили рассказ из личного опыта.
48% - неравномерно раскрывали структурные части
(начало, середина, конец), чаще сокращалось начало и конец, в середине перечислялись действия героев, фрагменты описания их внешнего вида.
В связи с этим была поставлена цель: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и мнемотехники
Задачи:
1. Обучение детей умению самостоятельно пересказывать литературные произведения с опорой на наглядность (серию предметных и сюжетных картин и схематическую модель).
2. Обучение детей умению самостоятельно составлять описательные рассказы.
3. Расширить, обогатить и активизировать в самостоятельной речи словарь ребенка средствами наглядного моделирования.
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связно¬го высказывания:
пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ;
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с раз¬личными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Она может использоваться при пересказе, составлении рассказа по сюжетной картине, рассказа-описания пейзажной картине, фрагментарном рассказывании по пейзажной картине, логопедической сказки, рассказа-описания, творческого рассказа, творческой сказки по силуэтам изображения.
Пересказ – самый простой вид связного высказывания. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
• усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
• формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
• передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
• определение взаимосвязи между ними;
• объединение фрагментов в единый сюжет.
Рассказ-описание по пейзажной картине является особым видом связного высказывания. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
• выделение значимых объектов картины;
• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
• объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования является занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. Закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).
На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работали над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.
Мы использовали все методы моделирования:
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов, героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2. Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр - символизация; схемы предлогов: на, с, в, к).
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования основными выступали следующие методические приемы:
• чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
• рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста;
• упражнения: лексико-грамматические; специально-коррекционные, эмпатические.
• технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения;
• моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

Работу с детьми осуществляли в такой последовательности:
1.Предлагали детям описывать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Например, рассказывание по картинам "Кошка с котятами", "Ежи", "Строим дом" и др.
Использовали такие методические приемы, как: рассматривание иллюстраций, картин; беседа, составление картинного или графического плана; дидактические игры: "Кто, где живет?", "Кто, как голос подает?", "Назови детеныша" и др.; предлагали придумать и изобразить модели персонажей.
2. Организовывали сравнение двух объектов между собой, учили выделению признаков различия и сходства, одновременно давая задания последовательно отбирать и выкладывать на фланелеграфе модели, замещающие эти признаки. Например, пересказ сказки "Лиса и рак". Здесь предлагали такие методические приемы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных).
3.Обучали связному последовательному рассказыванию с наглядной опорой в виде графических схем, карточек - символов. Например, составление рассказов на темы стихотворений.
Каждой фазе стихотворения выставляли соответствующую карточку. Читали стихотворение, иллюстрировали карточками - символами, просили запомнить. Затем демонстрировали детям карточки, а они рассказывали стихотворение.
Такой прием помог нам не только в заучивании стихотворений, но и в развитии у детей логического мышления, внимания, памяти.
4.Учили использовать отдельные заместители при рассказывании сказки воспитателем.
Например, пересказ сказок "Петух и собака", "Лиса и кувшин" и др.
Использовали следующие методические приемы: чтение, рассматривание иллюстраций по сказке, графических схем; словесная режиссерская игра, пересказ от лица литературного героя, словесное рисование; рассказывание сказки, используя фигуры-заместители.
Модели многофункциональны, поэтому на основе моделей создавали разнообразные дидактические игры: "Узнай сказку", "Дорисуй предмет", "Найди домик" и др.
Придумывали разнообразные модели вместе с детьми, придерживаясь следующих требований:
1.Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
2. Модель должна раскрывать существенное в объекте.
3.Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Когда дети стали понимать все виды моделирования мы перешли на следующий уровень работы с детьми по данной теме и продолжили работу в следующем порядке:
1. Продолжили работу по описанию новых объектов с помощью готовой модели на занятиях по развитию речи: рассказывание по картине "Лошадь с жеребенком"; ''Зайцы".
2. Организовали сравнение двух и более (постепенно увеличивая количество сравниваемых объектов до 3-4), используя метод моделирования.
Эту работу проводили на занятиях по рассказыванию по темам: "Как цыпленок заблудился", "Как гномы праздновали новоселье" или на предложенную тему.
3. Продолжили обучение связному последовательному рассказыванию с наглядной опорой в виде графических схем, карточек- символов, условных заместителей героев.
Примерные темы занятий, развивающих эти умения:
* Рассказывание на заданную тему "Как заяц ждал гостей"
* Составление рассказа по набору игрушек.
* Придумывание сказки на тему: "Приключения зайца".
* Придумывание новой сказки с героями старых сказок "Салат из сказок".
* Придумывание рассказа "Фантастическая страна"
Мы считаем, что для развития логического мышления очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение детей представить себе объекты и их преобразование, т.е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их образами. Таким образом, развивали у детей логическое мышление на занятиях с инсценировками сказок.
Продолжали формировать представления о композиционных особенностях текста (начало, середина, конец); учили детей придумывать названия к сказкам и ее структурным частям.
Вызванный интерес детей к моделям позволил использовать такие дидактические игры, как: "Вместе расскажем историю", "Что сначала, что потом?", "Найди ошибки", "Три медведя", "Кто лучше запомнил?", "Один-много", "Скажи ласково", "Четвертый лишний" и др.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей в частности:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы
Большая помощь по этому виду работы отводилась работе воспитателей с детьми. Они в вечернее время работали над загадками, словарным запасом детей, подробно рассматривали предметы, выделяли их основные части, признаки, действия, выполняемые с ними, функции предметов.
Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями. Проводились родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, размещалась информация в уголке для родителей.
На выходные дни детям задавалось домашнее задание, в которое были включены игры, игровые упражнения, а также схемы для составления рассказов-описаний.
Вся работа то теме велась совместно со специалистами детского сада. На своих занятиях (музыкальных, физкультурных, экологических, рисовании) специалисты использовали схемы.

2.3. Ресурсы для успешного развития связной речи дошкольников, средствами наглядного моделирования и мнемотехники.

Для того чтобы получить положительные результаты и выполнить вышеперечисленные задачи очень важно создать необходимы условия для успешного развития связной речи дошкольников, используя метод наглядного моделирования.
1) Создание предметно-развивающей среды.
Пространственная предметно-развивающая среда, служит стимулом к развитию речевой деятельности детей, является источником получения информации, приобретения необходимого речевого и социального опыта, а также является для ребенка той наглядно–зрительной опорой, без которой для большинства детей формирование речевых навыков было бы затруднительно.
Для реализации задач, направленных на развитие умения составлять рассказы-описания, используя графические схемы, в кабинете учителя–логопеда, а также в группах старшего дошкольного возраста создана соответствующая предметно-развивающая среда, насыщенная игровым и дидактическим материалом.
2) Программно-методическое, учебно-методическое обеспечение
1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.- Спб.,2005.
4. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
6. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).
7. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». - 2004. №6.
8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи . Логопед. 2008.- №4.
9. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. -
10. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, 1990,№10.
11. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
3) Материально-техническое обеспечение
• Дидактические игры: «Что мне нравится», «Исправь ошибку художника», «Четвертый лишний», загадки по лексическим темам, «Найди похожий», «Найди отличия», «Определи цвет и форму», «Цветное лото», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом?», «Подбери по контуру», «Что изменилось, чего не стало?», «Геометрическое лото», «Игровизор», «Дорисуй предмет», «Один - много», «Кому - что нужно», «Накормим животных», «Что - чем?», «Чья часть тела», «Путаница», «Что не так?», «Чей, чья, чьё?», «Лото», «Кто где?», «Что где?», «Какой, какая, какое?», «Кто где?», «Чего нет?»
• папки с картинками по лексическим темам
• «Схемы для закрепления предлогов»
• «Сюжетные картинки»
• средства ТСО: аудиозаписи, диктофон.
• театры (плоскостной, схематический, символизация) c целью создания психологических портретов героев, подготовки и проведению игр-драматизаций; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.
• Схемы, графические карты, наборы графических карточек
• Опорные схемы для составления описательных рассказов
• Мнемотаблицы, мнемодоржки

2.4. Результативность опыта
Для оценки результативности опыта использовались методика В.П. Глухова.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рас¬сказа);
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— сочинение рассказа на основе личного опыта,
— составление рассказа-описания.
Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Проведя диагностику в конце года, мы получили следующие результаты:
78% дошкольников справились с составлением рассказов по серии сюжетных картин, передавали сюжет, давали характеристику персонажам.
78% овладели умением строить сюжетный рассказ по картине.
82% составляли рассказ об игрушках, выделяли основные структурные части, определяли название текста.
78% строили рассказы из личного опыта.
78% использовали разнообразные способы связей между предложениями, типы предложений. Появилась плавность изложения.
Обследование показало динамику развития связной монологической речи и эффективность использования наглядного моделирования и метода мнемотехники.

3. Заключение.

Использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено дошкольниками, в результате обучения и воспитания, тем методом познания, которым они должны овладеть, и, во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное становление речи. Именно обучение рассказыванию приемом моделирования приведет к развитию связной речи, а также способствует стимуляции самостоятельной речевой активности. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно, а также делает учебный процесс более привлекательным.
Развитие речи дошкольника достигается более высокого уровня, в ходе систематической организации занятий по обучению рассказыванию, где приоритетным приемом выступает метод моделирования. Организация такой системы работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность, а также позволяет непринужденно формироваться планирующей функции речи, одной из составляющих готовности ребенка к школе.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Эффективность использования метода наглядного моделирования и мнемотаблиц при обучении развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста:
• Метод моделирования способствовал развитию навыков речевой коммуникации.
• Используя метод моделирования, дети научились планировать развернутое высказывание, усовершенствовали структуру речи, нормы построения предложений и целого текста.
• Возросла мотивация к рассказыванию не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и вне её. Появилась доказательная и объяснительная речь в процессе общения детей между собой. Меньше проявляют агрессии, решают спор словами, объясняя и доказывая свою правоту и убедительность.
• Внимание сохраняется на протяжении всего занятия.
• На составление рассказов требуется меньше времени.
• Происходит обогащение словаря, понимание метафор, сравнений, крылатых выражений и т.д.
• Появился контроль и самоконтроль за построением связных высказываний. В речи присутствуют слова «Сначала», «Потом», «Дальше», что позволяет говорить о поэтапности построения речевого высказывания и его планировании. При составлении рассказов о том, как мы лепили, рисовали, выполняли упражнение и т.д., возникает планирование своей деятельности. Замечают ошибки друг друга, подсказывают, исправляют.
• Научились пользоваться символами самостоятельно. Дети пытаются придумывать загадки самостоятельно, играют в школу, учат друг друга, зарисовывая символами задания вне занятий.
• Допускают меньше смысловых ошибок, не пропуская основных деталей предметов, что позволяет говорить об осознании процесса построения текста, осмыслении его содержания. Если на начальном этапе происходило повторение за взрослым и много времени уходило на объяснение смысла содержания, то теперь присутствует самостоятельное рассказывание, способность подумать о последовательности событий, исправить ошибку самостоятельно

Содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы учителями – логопедами, учителями – дефектологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир![Текст]/ Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва “Баласс”, 2000 — 21с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005. - с. 59
6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
11. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
12. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма.[Текст] Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва “ВАКО”, 2005. - с.12

Категория: Наука и образование | Просмотров: 1265 | Добавил: olga198821 | Теги: Мнемотехника, мнемотаблицы, опыт работы | Рейтинг: 0.0/0
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Четверг
24.05.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...