Навигация

Главная страница Нормативные акты РФ Дистанционные курсы Олимпиады, конкурсы Методическая копилка Каталог статей Творчество учащихся Информатизация ОУ Я помню! Я горжусь! Обратная связь Безопасность Фотоальбом Web каталог Вакансии Форум



Поиск




Помощь по сайту

*   *   *
Как добавить материал?
*     *     *
Как получить сертификат?
*   *   *
Оплата
*   *   *



Доска объявлений




Статистика сайта

» Зарег. на сайте
» Всего: 49348
» Новых за месяц: 6
» Новых за неделю: 2
» Новых вчера: 0
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Счетчик материалов

Гостевая книга: 41
Комментариев: 157
Материалов: 478
Новостей: 81
Форум: 8/14
Файлов: 28
Сайтов: 56
Статей: 127
Тесты: 5
FAQ: 11



ТОП пользователей

1 admin
Публикаций: 59
2 kolya2002eni
Публикаций: 10
3 svetik1976
Публикаций: 8
4 natalya_kesya
Публикаций: 7
5 Gulia170785
Публикаций: 7



Язык сайта



Главная » 2015 » Март » 21 » Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку
14:38
Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку, как средство повышения качества образования.
(мастер-класс)

Автор:
Гаркуша Ирина Николаевна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №2 города Покачи

г. Покачи
2015 г.
Введение
Одной из важнейших задач российской школы на современном этапе является качественное образование школьников.
Первостепенная задача государственной политики в области образования - обеспечение инновационного характера образования, в том числе компетентностного подхода, который предполагает формирование ключевых компетенций, одна из которых - коммуникативная компетенция. Формирование коммуникативной компетенции является основной целью преподавания английского языка в школе.
Коммуникативная компетенция состоит из нескольких составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Речевая компетенция - это развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме;
Языковая компетенция – это овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, ортографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения;
Социокультурная компетеция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации;
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием информационных технологий.
Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. Поэтому я считаю, что одним из эффективных способов развития коммуникативной компетенции учащихся, является применение ИКТ на уроках английского языка. Это способствует повышению эффективности обучения, результативности и устойчивости положительных результатов, повышению мотивации к изучению предмета.
В настоящее время появилось большое количество качественных программ, обучающих иностранным языкам на дисках и в Интернете, а также интерактивных программ, которые можно использовать для повышения эффективности и результативности обучения. Учителю необходимо научиться ориентироваться в этом широком спектре современных информационно-коммуникационных технологий и применять их в дополнение к основному курсу.
Основная часть
Я работаю по УМК К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English. ru". В связи с отсутствием готовых мультимедийных пособий к УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English. ru", который применяется в качестве основного УМК для обучения английскому языку в нашей школе, я считаю, что применение учителем информационно-коммуникационных технологий необходимо и будет способствовать более эффективному и результативному формированию коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленной цели учителю необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть особенности использования ИКТ и Интернет-ресурсов при обучении английскому языку;
-проанализировать результативность применения ИКТ на уроках, индивидуально-групповых занятиях, элективных курсах;
-выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка;
-систематизировать имеющийся материал: создать картотеку видеокурсов, электронных учебников и мультимедийных презентаций.
Работая по УМК К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English. ru", в поддержку основного курса обучения использую следующие информационные ресурсы:
- компьютерные презентации;
- электронные пособия;
- ресурсы сети Интернет.
Считаю, что информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка целесообразно применять для
 формирования языковых и речевых навыков;
 овладения лексико-грамматическим материалом;
 формирования фонетических навыков;
 обучения диалогической и монологической речи;
 обучения аудированию;
 обучения письму.
При изучении грамматики в 5-8 классах использую электронные и печатные версии следующих пособий: "Essential Grammar in Use" (автор: Raymond Murphy), "Grammarway" (авторы: Jenny Doodly - Virginia Evans), "Grammar Rhymes" (автор: Joanna Zaranska), которые в игровой непринужденной форме при помощи flash-cards помогают овладеть грамматическими правилами.
Пособие Grammarway - красочная 4-х уровневая грамматика, составленная для изучающих английский язык, начиная с элементарного уровня. Это пособие помогает понять основные структуры английской грамматики посредством таблиц и примеров, которые сопровождаются привлекательными фотографиями и иллюстрациями. Каждый раздел состоит из презентации грамматической структуры посредством показа flashcards, сопровождающейся комментариями учителя. Объяснения грамматической структуры просты и понятны; они сопровождаются образцами из повседневного разговорного английского языка, упражнениями для отработки сначала в устной, затем в письменной форме. Это пособие может быть использовано для самостоятельного изучения и для изучения в классе в качестве дополнения к основному учебнику. Для работы в классе использую печатную версию пособия, для работы дома предлагаю использовать электронную.
При изучении грамматики в 9-ых классах использую электронную и печатную версии пособия "English Grammar in Use" (автор: Raymond Murphy).
Пособия "Essential Grammar in Use" (автор: Raymond Murphy), "English Grammar in Use" (автор: Raymond Murphy) - это 4-х уровневая грамматика, предназначенная для изучения английского языка самостоятельно или для использования в классе в качестве дополнительного пособия. Разделы не расположены в порядке усложнения, поэтому могут использоваться в любом порядке, что дает возможность использовать их дополнительно к любому основному учебнику. Объяснение грамматических явлений - четкое и понятное, упражнения каждого раздела расположены в порядке усложнения.
При обучении диалогической речи использую интерактивные упражнения видеокурсов "English for Schools", "Everyday Conversations in English", которые способствуют активизации устной речи обучающихся, готовят их к использованию языка в реальной жизни.
При обучении монологической речи в 9-11-ых классах использую электронную версию пособия "Английский для школьников и абитуриентов" М.А. Гацкевич, которое включает лексику, тексты, вопросы, упражнения для работы с текстом, диалоги по всем изучаемым темам. Это пособие дает хорошие результаты при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников.
При обучении чтению использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Чтение неадаптированных статей и текстов подходит для обучающихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации.
Использую ИКТ при проведении интегрированных уроков. При подготовке к интегрированным урокам использую ресурсы сети Интернет.
Считаю, что интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений. Они помогают научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира.
При использовании мультимедийных учебников и электронных пособий необходимо учитывать возрастные особенности детей. Школьный возраст имеет ряд особенностей, которые в значительной степени определяют методику обучения английскому языку, включая тематику, стиль изложения материала, типы упражнений и многое другое.
Для школьников в возрасте 7-9 лет в качестве ведущей я использую игровую деятельность. В нашей школе обучающиеся 4-х классов в прошлом учебном году заканчивали обучение по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English". В этом возрасте целесообразно применение набора ЦОР к учебникам М.З. Биболетовой “Enjoy English” для 2-4 классов, интегрированного в обучение английскому языку в начальной школе, который является частью программы обучения, реализуемой во 2-4 классах начальной школы и предлагает разработанные красочные интерактивные презентации к каждому уроку. Набор включает в себя ЦОРы для презентации и тренировки методически отобранного материала в рамках тем и речевых ситуаций. В нём представлен большой набор упражнений, которые могут быть использованы на уроке как обязательные, а также в качестве дополнительного материала для самостоятельного выполнения. В нашей школе начиная с этого учебного года 2-4 классы занимаются по УМК К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English. ru", как рекомендованные министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и соответствующие государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Примерно к 10-11 годам игровую деятельность дополняю учебной. В этом возрасте школьники воспринимают информацию в виде игры легче, чем в форме таблиц и других формах. В этом же возрасте у обучающихся начинает формироваться системное научное представление об окружающем мире, и они готовы с увлечением узнавать об истории и быте народов других стран, о правилах поведения за границей; а в плане языка легко воспринимают такие "абстрактные" его аспекты, как грамматика и синтаксис. Вместе с тем на первых порах конкретное мышление у школьников преобладает над абстрактным, что заставляет искать нестандартные методы подачи грамматического материала. Из опыта работы сделала вывод, что в этом возрасте наибольший эффект дает применение мультимедийных пособий "Muzzy in Gondoland", "Nursery Rhymes", английская грамматика в стихах "Grammar Rhymes" (автор: Joanna Zaranska).
В более старшем возрасте, в 12-13 лет, школьники усваивают нормы ответственного поведения в обществе, что позволяет выбирать темы для изучения с большим воспитательным значением, а также обсуждать с учениками то, как следует поступать в сложных учебных и бытовых ситуациях. Вступая в подростковый возраст, дети испытывают сложности в межличностном общении, для преодоления которых необходимо использовать большое количество продуктивных коммуникативных упражнений на уроке. Для обучения диалогической речи я использую интерактивные пособия издательства "Титул" "Everyday Conversations in English", "English for Schools". Для овладения лексико-грамматическим материалом использую пособие "Essential Grammar in Use" (автор: Raymond Murphy).
В возрасте 13-14 лет школьники начинают готовиться к выбору дальнейшего пути в жизни, размышлять о том, как добиться успеха и реализовать свой потенциал, охотнее излагают свое мнение по различным общественным вопросам и проблемам. В этом возрасте я использую электронное пособие М.А. Гацкевич "Английский для школьников и абитуриентов". Для введения и отработки грамматических навыков хорошие результаты дает использование пособия "English Grammar in Use" (автор: Raymond Murphy).
К концу среднего школьного возраста у обучающихся в достаточной мере уже сформирована информационная компетенция и учебные умения, что позволяет самостоятельно совершенствовать речевые умения.
Я разработала таблицу применения мультимедийных пособий и электронных учебников в поддержку основного курса УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English. ru".

Зависимость применения мультимедийных пособий, электронных учебников и видеокурсов от возрастных особенностей обучающихся.

Возраст Особенности Влияние на обучение Мультимедийные пособия, электронные учебники, видокурсы
7-9
лет Основная деятельность - игровая Обучение строится в виде игры 1. М.З. Биболетова "Enjoy English".
2."Muzzy in Gondoland".
10-11 лет Важна игровая деятельность, хотя учебная постепенно выходит на первый план. Конкретное мышление преобладает над абстрактным. Следует включать игровые элементы в уроки, представлять грамматику нестандартно, образно. 1."Nursery Rhymes".
2."Grammar Rhymes" by Joanna Zaranska.
3."Muzzy in Gondoland".
12-13 лет Происходит развитие абстрактного мышления. Усваиваются нормы ответственного поведения в обществе. Появляются сложности в межличностном общении. Появляется возможность обсуждать ситуации, требующие морального выбора и имеющие воспитательную ценность, использовать дискуссии на уроках, увеличивать количество продуктивных коммуникативных упражнений. Происходит активное формирование коммуникативной компетенции. 1."Essential Grammar in Use" by Raymond Murphy.
2."Everyday Conversations in English".
3."English for Schools".
4. "Grammarway" by Jenny Doodly - Virginia Evans.
13-14 лет Формируются учебные умения и информационная компетенция. Появляется проблема выбора профессии. Возрастает роль самостоятельной работы в изучении английского языка. Наибольший эффект дает проектная деятельность, появляется желание знакомиться с различными сферами трудовой деятельности. 1. М.А. Гацкевич. "Английский для школьников и абитуриентов".
2. "English Grammar in Use" by Raymond Murphy.
3. "Grammarway" by Jenny Doodly - Virginia Evans.
15-17 лет Осознанный выбор будущей профессии. Профильное обучение. 1. М.А. Гацкевич "Английский для школьников и абитуриентов".
2."English Grammar in Use" by Raymond Murphy.

Пособия "Grammarway" (Jenny Doodly - Virginia Evans), "Английский для школьников и абитуриентов" М.А. Гацкевич, "Conversation Gambits" (Eric Keller, Sylvia T. Warner), "English Vocabulary in Use" (Michael McCarthy, Felicity O’Dell), "English Vocabulary in Use" (Stuart Redman) я использую при проведении индивидуально-групповых занятий и элективных курсов.
Например, при составлении компилятивной рабочей программы элективного курса "Английский для общения" в 9 классе я использовала материалы пособия "Английский для школьников и абитуриентов" М.А. Гацкевич, при проведении индивидуально-групповых занятий в 7 классе я использовала материал пособия "Grammarway" (Jenny Doodly - Virginia Evans), а также флэш-карты, грамматические упражнения от простого к сложному, книгу для учителя.
В кабинете имеются электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, видеокурсы:
- "Essential Grammar in Use" by Raymond Murphy.
- "English Grammar in Use" by Raymond Murphy.
- "English Vocabulary in Use" by Michael McCarthy, Felicity O’Dell;
- "English Vocabulary in Use" by Stuart Redman;
- "Muzzy in Gondoland";
- "Everyday Conversations in English";
- "English for Schools";
- "Learning about Letters";
- "Nursery Rhymes";
- М.З. Биболетова ,"Enjoy English" ;
- "Headway Video";
- М.А. Гацкевич , "Английский для школьников и абитуриентов: топики, упражнения, диалоги".
Выводы
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что использование информационных технологий способствует формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции. Их целесообразно применять для формирования языковых и речевых навыков, овладения лексико-грамматическим материалом, формирования фонетических навыков обучения диалогической и монологической речи, обучения аудированию, письму.
Электронные учебники и компьютерные программы могут продуктивно использоваться при введении, закреплении и активизации учебного материала.
Наблюдения показывают, что электронные учебники позволяют самостоятельно изучать материал урока дома, выполнять тренировочные упражнения.
Электронные учебники и компьютерные программы нагляднее и привлекательнее для детей, чем основной учебник. Их использование повышает мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Такое представление нового материала способствует более глубокому и эффективному его усвоению, осознанию, развивает память, расширяет словарный запас и воображение.
Литература.
1.Г.К. Селевко "Современные образовательные технологии".
2.Материалы Региональной научно-практической конференции Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2011 год. "Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе".
3. И. С. Сергеев, В. И. Блинов "Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности".
4.О.Н.Черненко "Информационные технологии в учебном процессе".
5.К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман «Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений».

Категория: ИКТ | Просмотров: 3421 | Добавил: | Рейтинг: 5.0/1
КОММЕНТАРИИ:
Всего комментариев: 0
Рекомендовать:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Личный кабинет

Четверг
24.05.2018

Логин:
Пароль:
[ Управление профилем ]



Наши партнеры




Последние добавления


Новые материалы:


Новые статьи:


Новые вакансии:

30.03.2015 ищу работу
03.03.2015 работа



Награды портала




Будь в курсе...